Сварка трением с перемешиванием алюминия и его сплавов
Сварка трением с перемешиванием алюминия и его сплавов
- Авторизуйтесь для ответа в теме
#21 NikOtiN
Для толщин 3-5мм собственная жесткость листов позволяет их сваривать на весу, без опоры с обратной стороны?
Технология позволяет одностороннюю сварку на всю глубину соединения или обязательно проход с обоих сторон?
Если технология позволяет сварку тавровых соединений, то как выглядят такие насадки?
- Наверх
- Вставить ник
#22 Kondor416
Младший сектант Форсаж

- Город: Орск
- Наверх
- Вставить ник
#23 Calma
А зачем её представлять. Понятно, что это оборудование не для гаража.
Вот именно это я и имел в виду. Сегодня вряд-ли кто, кроме промышленных гигантов, способен запустить полный цикл такого производства, тем более сваривать трением объемные круглые емкости.
Вот энтузиаст экспериментирует в домашних условиях.
Да это баловство всего навсего. 10 сантиметров ровных ал. пластин сростить, это не бочку диаметром полтора — два метра сварить. Гуляют по сети подобные видео, а даже прямолинейные полосы или пластины для сварки трением потребуют подложку и прижимы по всей плоскости, запас регулировок оборотов шпинделя + . еще некоторые нюансы. А так, чтоб просто показать или похвалиться, то вполне сойдет.
- 1
- Наверх
- Вставить ник
#24 NikOtiN
Если технология позволяет сварку тавровых соединений, то как выглядят такие насадки?
Посмотрел в книгах, тавровые соединения варятся, но весьма затейливо, швы без усиления выглядят тоже непривычно, прямой стык в таком соединении, думаю, являются концентратором напряжений.
Вообще литературы маловато, больше видео на ютубе. Такое ощущение, что технология как раз не научно-академическая, а повсеместно используемая гаражно-колхозная. Какие-то темные грязные цеха и такой же темный и грязный народ.
Ух, я посмотрел и прям влюбился в технологию СТП. С помощью этой технологии можно отказаться от дорогостоящих услуг специалистов сварочного производства и дорогостоящего сварочного оборудования и материалов. Достаточно дедушки-пенсионера наладчика оборудования ,готового работать за еду, и взвода необразованных таджиков, готовых работать за еду, и с такой технологией можно производить весьма технически-продвинутые и конкурентноспособные штуки. За СТП — будущее!
Сообщение отредактировал NikOtiN: 19 Май 2020 21:26
- 3
- Наверх
- Вставить ник
#25 круазик
- Наверх
- Вставить ник
#26 NikOtiN
Еще не смог удержаться, чтобы картинку не вставить, иллюстрирующую примерный ценовой уровень оборудования для сварки методом СТП. Обратите внимание — ключевые агрегаты это общепромышленный асинхронный двигатель и малая продольная от какого-то токарного станка. Даже фрезерный станок уже не нужен, практически оборудованием для сварки СТП можно разжиться на ближайшей свалке, это просто праздник какой-то! Главное не забыть облить все это ведром краски, для приличия!
- 2
- Наверх
- Вставить ник
#27 Ferio
NikOtiN , в любом случае должна быть какая-то опора, на весу листровые конструкции трением не варятся, одним из основных параметров сварки здесь является усилие прижима. Нагрев свариваемых кромок достигается не только за счёт трения штыря, но и за счёт трения заплечика.
Технология, по различным источникам, позволяет выполнять одностороннюю сварку для толщин до 15мм. , конечно же при соответсующем оборудовании. Но, опять же, знаю, что дефекты в корне шва могут появиться уже и при толщине 3мм.
Про тавровые соединения ничего конкретного сказать не могу. Предполагаю, что просто потребуеся более сложное оборудование, типа трёхкоординатных установок, которые конечноже существуют.
- 1
- Наверх
- Вставить ник
#28 Ferio
Kondor416 , может и не только теоретически.
P.S. Скан плохо видно, но там, в 3м абзаце, написано: «. Для привода стержня используют вертикально-фрезерный станок, дополнительно оборудованный тормозом шпинделя. «
P.S.S. Кстати обратите внимание на дату опубликования, это для тех, кто считает что «в СССР только слизывали».
Прикрепленные изображения
Сообщение отредактировал Ferio: 20 Май 2020 08:26
- 2
- Наверх
- Вставить ник
#29 Ferio
Еще не смог удержаться, чтобы картинку не вставить, иллюстрирующую примерный ценовой уровень оборудования для сварки методом СТП.
Прикрепленные изображения
- Наверх
- Вставить ник
#30 Ferio
швы без усиления выглядят тоже непривычно, прямой стык в таком соединении, думаю, являются концентратором напряжений.
За счёт чего? Может быть наоборот? Сварной шов FSW имеет суммарный вес на 12% ниже чем традиционный от дуговой сварки.
Прикрепленные изображения
- 1
- Наверх
- Вставить ник
#31 Ferio
Такое ощущение, что технология как раз не научно-академическая, а повсеместно используемая гаражно-колхозная. Какие-то темные грязные цеха и такой же темный и грязный народ.
Странно, а у меня были другие ощущения
Прикрепленные изображения
- 3
- Наверх
- Вставить ник
#32 Ferio
С помощью этой технологии можно отказаться от дорогостоящих услуг специалистов сварочного производства и дорогостоящего сварочного оборудования и материалов. Достаточно дедушки-пенсионера наладчика оборудования ,готового работать за еду, и взвода необразованных таджиков, готовых работать за еду, и с такой технологией можно производить весьма технически-продвинутые и конкурентноспособные штуки. За СТП — будущее!
- Наверх
- Вставить ник
#33 Lohus
Здесь может чуть лучше видно (и вообще по патентам полазить можно):
- 1
- Наверх
- Вставить ник
#34 NikOtiN
Может попровать предложить вариант с дедушкой и таджиками в NASA?
То что должно быть в NASA пусть там и остается. Там люди оснащают производство за деньги, которые они не заработали. А когда человек оснащается за нажитые непосильным трудом, подход совсем другой. В честной конкурентной борьбе на фоне нарастающего экономического кризиса таджики выигрывают.
Да бог с ними. Я вот что спросить хочу — вы сами в настройке/наладке аппаратов для СТП участвовали? Каким образом там идет подбор ключевых параметров режима скорости вращения заплечика и скорость сварки? Как рассчитывается пауза между погружением заплечика и началом сварки? Заплечик же мешает видеть что происходит под ним, разогрелся ли метал от трения или нет.
Я в сети не нашел никаких методичек наподобие «Ротационная сварка для начинающих чайников» с прямыми рекомендациями по подбору режима. К примеру, когда осваивал токарное дело — таких учебников полно, по другим видам сварки — аналогично. А тут технология, которая просто обречена быть народной, никаких сварочных материалов, никакого защитного снаряжение, потребление электроэнергии где-то на порядок меньше классических видов сварки — а информации в сети по капле нужно находить.
- Наверх
- Вставить ник
#35 selco
чо думаю , то и пишу.

- Город: Электросталь
А тут технология, которая просто обречена быть народной, никаких сварочных материалов, никакого защитного снаряжение, потребление электроэнергии где-то на порядок меньше классических видов сварки — а информации в сети по капле нужно находить.
Да не может она быть народной , болгаркой кривые швы — утопия .
Вот и под сварку трением и заметьте с перемешиванием нужно тщательно готовить материал и скорее под этот метод только травление или свеже испеченное из под станка и то опять эмульсия была и на сухую вряд ли ЧПУ работают .
Да и скорее не всем предприятиям сие возможно держать и только таким как НАСА и РОСКОСМОС , не универсальное оборудование и если поменялось изделие то оснастка и наладка ух сколько ресурсов заберет любых.
Преимущество сего метода материал как пластелин и не перегревается и околошовной измененной зоны нет , все примерно равно по прочности .
Сообщение отредактировал selco: 20 Май 2020 18:30
- 3
- Наверх
- Вставить ник
#36 Kondor416
Младший сектант Форсаж

- Город: Орск
- 1
- Наверх
- Вставить ник
#37 selco
чо думаю , то и пишу.

- Город: Электросталь
применять, действительно типа робота,
Да робот то продается и не проблема
Проблема в другом будет в оснастке , сменили детальку ну и крепежная оснастка изменилась и неделю «мудрите» , да и вот предвижу что могут быть и усадочные трещины и посему «строжайший режим» сварки , скорость продвижения инструмента , скорость вращения шпинделя , рабочая температура и усе это будет меняться от толщины материала или детали , марки сплава , крепления ее и т.д. , то есть пару инженер-трехногов и не простых а грамотных держать в штате придется .
I. Сущность метода ротационной сварки трением.
Физические основы процесса:
Ротационная сварка трением (РСТ) = Сварка трением с перемешиванием (СТП) = Friction Stirring Welding (FSW).
Ротационная сварка трением — сравнительно новый сварочный процесс, предложенный в 1991 году в Технологическом институте сварки (TWI — Technological Welding Institute) в Великобритании. Впервые этот вид сварки был применен в промышленности для сварки алюминиевых сплавов (серия 6000) на предприятии SAPA (Швеция) и на судоверфи Marine Aluminium (Норвегия). Позже РСТ стала применяться в автомобильной промышленности в Австралии, Швеции и Норвегии также для сварки алюминиевых сплавов серии 6000.
Высокопрочные алюминиевые сплавы серии 7000 стали впервые свариваться методом ротационной сварки трением в аэрокосмической промышленности. Этот метод сварки находит все большее применение и для других алюминиевых сплавов. РСТ разработана в лабораторных условиях для медных и магниевых сплавов и скоро будет применена и в промышленности. Сварка стали и разнородных металлов, таких как медь и алюминий, также уже разработана в лабораторных условиях и готова к применению в промышленности. Пока в стадии лабораторных разработок находится ротационная сварка трением титана и коррозионно-стойких сталей. Основная задача этих разработок — испытание материалов вращающегося инструмента, способных выдержать высокие температуры.
Ротационная сварка трением — процесс сварки в твердой фазе без расплавления металла. Вращающийся инструмент (шпиндель), специально разработанный для РСТ, прижат с усилием к поверхности стыка и перемещается вдоль него, выделяя тепло и деформируя материал, переводя его в сверхпластичное состояние. На рабочем торце инструмента цилиндрической формы имеется выступающая центральная цилиндрическая часть меньшего диаметра. Этот выступ (шип), внедряясь при вращении инструмента в стык, создает вокруг себя тонкий слой металла в сверхпластичном состоянии. Этот слой смыкается за шипом по мере продвижения инструмента вдоль стыка и образует прочное соединение торцов стыка. Таким образом, процесс соединения происходит за счет деформации и сверхпластичности материала, образующихся у вращающегося инструмента.
Термический цикл, создаваемый вращением инструмента при различных скоростях, является фактором управления микроструктурой места стыка и зоной термического влияния. Перепад температур на поверхности стыка и у его корня влияет на процесс деформации сверхпластичного металла. При увеличении частоты вращения (и, следовательно, при увеличении энерговложения) твердость по сечению ядра сварной точки более однородна, что влечет увеличение размеров зерен. При очень высокой частоте вращения инструмента ядра сварной точки начинают разрушаться благодаря кристаллизации вокруг крупных зерен. Для каждого материала и его толщины имеется оптимальное соотношение частоты вращения инструмента и скорости перемещения по стыку. Исследования начались с односторонней сварки, в которой расстояние между торцом инструмента и корнем стыка имеет важное влияние на результаты сварки. Далее исследовалась двусторонняя сварка: с двумя головками и бобинным инструментом на сплошном основании и с двумя головками на плоских профилях.
II. Оценка качества
Лучшим способом оценки качества РСТ является сравнение ее с другими методами сварки. Деформация очень ограниченного пространства при малом тепловложении и при твердом состоянии материала определяет качество сварки РСТ выше качества других методов сварки, таких как MIG/MAG сварка. Область применения РСТ: конструкции, к которым предъявляются высочайшие требования, например ракеты и самолеты. В состоянии непосредственно после сварки РСТ демонстрирует характеристики, опережающие соответствующие характеристики сварки другими методами. Скорость сварки и высокое качество, получаемое без дополнительной предварительной или последующей обработки шва, способствуют постоянному расширению области применения РСТ. Большинство стандартов и требования, касающихся сварки, допускают применение РСТ благодаря высокому качеству этого вида сварки, показанному в различных областях производства.
При сварке кольцевого шва с помощью РСТ в конце шва, на месте выхода инструмента, остается отверстие. Это отверстие можно заварить после завершения сварки. Более простым и надежным способом закончить шов является окончание шва на дополнительном блоке материала вне шва. Методы контроля качества сварки, разработанные в лаборатории SKB совместно с Университетом г. Упсала, включают цифровую рентгенографию, ультразвуковой и индуктивный метод проверки. Другой важной частью разработки технологии сварки и методов проверки качества являлось определение критериев размера и формы допустимых дефектов сварки.
III. Увеличение скорости сварки алюминиевых сплавов.
ESAB и другие компании и научно-исследовательские центры провели широкие исследования по сварке алюминиевых сплавов серии 6000. Эти сплавы широко применяются при строительстве железнодорожных вагонов, в судостроении и автомобилестроении. В настоящее время к ним проявляет интерес самолетостроение. Обычная скорость сварки этих сплавов в промышленности — 0,8-2,0 м/мин (при толщине изделий 5 мм). Поскольку сплав 6082 часто применяется после соответствующей термообработки, проводимой после сварки для получения более высоких показателей механической прочности (состояние Т6), то целью исследований является уменьшение падения твердости для того, чтобы сохранить эффект термообработки состояния Т6. одним из решений является увеличение скорости сварки. Увеличение скорости сварки не всегда приводит к улучшению качества. однако в данном случае именно так и происходит.
Лаборатория ESAB в г. Лаксо провела множество испытаний, направленных на увеличение скорости сварки. В 2001 г. была достигнута скорость сварки 3 м/мин. Последние исследования показали, что листы толщиной 5 мм из сплава 6082 можно сваривать со скоростью 6 м/мин, и эта достигнутая скорость не является пределом. Эти многообещающие результаты еще увеличат область выгодного применения ротационной сварки трением в промышленности.
IV. Сварка изделий большой толщины из меди.
Ротационная сварка трением меди получила новое применение: шведская компания Nuclear Fuel and Waste Management Co. (SKB) приобрела для своей лаборатории в г. Оскаршамн (Oskarshamn) полномасштабную установку РСТ для сварки толстостенных медных контейнеров. Основой этой закупки было решение Швеции хранить использованные радиоактивные отходы в медных контейнерах в шахтах, прорубленных в коренных скальных породах на глубине 500 м. герметизация медных контейнеров должна быть очень высокого качества, поскольку эти контейнеры должны храниться в течение 100 тыс. лет. SKB совместно с TWI (Великобритания) изучала различные сварочные методы для герметизации контейнеров. Были проведены полномасштабные испытания сварки электронным лучом. В 1998-1999 гг. была построены установка для РСТ моделей контейнеров в натуральную величину. Контейнер закрепляется в приспособлении и вращается во время процесса сварки (Рис. 6). Крышка контейнера впрессовывается при помощи четырех гидроцилиндров. Скорость сварки достигает 150 мм/мин.вначале пробные сварки проводились на отдельных сегментах контейнеров. После отработки процесса сварки в ноябре 2000 года была освоена полная кольцевая сварка контейнера. Результаты сварки удовлетворили SKB и фирма решила установить полномасштабную установку РСТ в своей лаборатории для доработки ее для промышленного изготовления контейнеров (Рис. 7). SKB поручило проектирование, изготовление, испытание и проведение приемо-сдаточных испытаний ESAB Welding Automation, Лаксо. Пробные сварки были проведены в начале 2003 года на заводе SKB в Оскаршамн. Здесь SKB займется окончательной доработкой параметров сварки контейнеров. На экспериментальной установке в TWI это сделать было невозможно.
V. Применение РСТ
Исследовательские центры, использующие установки РСТ ESAB SuperStir®:
— Процесс ротационной сварки трением (РСТ) был изобретен и разработан в TWI (Технологическом институте сварки), Великобритания. TWI оборудован новой установкой РСТ и является ведущей организацией по разработке новых областей применения этого вида сварки;
— Авиакосмическая промышленность заинтересовалось РСТ сразу после почвления этого метода сварки. Компания Boeing в Хантингтоне (Калифорния, США) разработала этот процесс совмесино с TWI для применения в авиакосмической промышленности. Компания постоянно работает в своих лабораториях над новыми областями применения РСТ в космической технике, самолетостроении и других областях авиакосмической промышленности;
— Компания Boeing в Сент-Луисе проводит интенсивные исследования по изготовлению деталей с помощью РСТ, в частности — изготовление полых панелей настила совместно со шведской фирмой SAPA;
— Вслед за успешными разработками фирмы Boeing другие научно-исследовательские институты авиакосмической и самолетостроительной отрасли промышленности инвестировали большие средства в оборудование для исследований и экспериментов в области РСТ. Примером таких организаций являются: EADS во Франции совместно с Institute Soudure, Alenia Spacio в Италии и EADS в Германии. Другие компании решили проводить свои исследования в ESAB, TWI и других исследовательских центрах;
— Автомобилестроение. Компания Automotive (США) имеет хорошо оборудованный центр для исследований и испытаний, а также опытного производства деталей с помощью РСТ;
— Компания DanStir (Дания) является одной из группы компаний, сосредоточивших свое внимание на проведении опытных сварок, производстве опытных серий деталей и промышленном выпуске малыми сериями деталей, изготовленных с помощью РСТ. DanStir оборудована мощной универсальной лабораторной сварки трением, хорошо приспособленной для проведения различных исследований.
Технология сварки трением
Самая простая и часто используемая схема данного способа сварки предполагает соединение двух деталей, одна из которых сохраняет неподвижность, в то время как вторая вращается вокруг их общей оси. Обе свариваемые заготовки помещаются в зажимных устройствах оборудования по одной оси. Их торцы своими сопряженными поверхностями прижимаются друг к дружке с определенным усилием, за счет чего возникает необходимая сила трения. Когда заготовки вводятся во вращение, работа, совершаемая для преодоления силы трений, превращается в теплоту. Выделяемая на трущиеся поверхности, она разогревает металл околоповерхностного слоя до требуемой температуры, при которой формируется сварной шов.
При множестве достоинств технологии сварки трением, таких как небольшие энергозатраты, на порядок меньшие, чем для контактной сварки, хорошая производительность работ со способностью соединения металлов и сплавов в самых разных вариантах и несложная автоматизация, есть у нее и существенный недостаток. Это неуниверсальность данной технологии сварки. Для соединения двух частей изделия по меньшей мере одной из них придется служить телом вращения. Еще данный способ осложнен громоздкостью оборудование для сварки трением с образованием грата после сварки. Но при этом выпускаемые сегодня различные модели машин, как специализированных, так и универсальных, хорошо зарекомендовали себя надежностью и большим сроком эксплуатации.
Роботизированная (ротационная) сварка трением обеспечивает непрерывность производства полного провара без необходимости достижения точки расплавления. Она чаще всего применяется при соединении металлических листов, например, алюминия. В процессе такой сварки часть машины в виде цилиндра с буртиком, имеющая конец определенного профиля, вращаясь, внедряется в металл стыка соединения листов. Возникающее при этом тепло благодаря трению детали с инструментом размягчает деталь, что позволяет ему продвигаться дальше по шву. Подвергшийся пластической деформации материал при подаче его на край кромки инструмента от действия давления профиля с буртиком вковывается в основной металл. Охлаждаясь, полученное соединение обретает прочность и надежно скрепляет детали.
В каких сферах применяется
Такие сферы производства, как автомобилестроение, постоянно работают над тем, как увеличить прочностные качества изделия при уменьшении его массы. В связи с этим непрерывно идет внедрение новых материалов, которые были ранее не свойственны ввиду сложности обработки. Все чаще силовые элементы, такие как подрамники, а иногда и кузова целиком, делают из алюминия или его сочетания с другими материалами.
Так, в 2012 году компания “Хонда” применила аддитивные технологии и сварку трением с перемешиванием для производства подрамников для своих автомобилей. Они внедрили сочетание стали и алюминия.
При производстве сварных элементов кузова из алюминия может возникать прожиг листов металла. Этого недостатка лишена СТП. Кроме того, что потребление электричества снижается в 1,5-2 раза, снижаются затраты на расходные материалы, такие как сварочная проволока, защитные газы.
Кроме производства автомобилей СТП применяется в следующих областях:

Вам будет интересно: Инструкция духовки «Аристон»: правила эксплуатации, режимы работы
Кроме алюминиевых сплавов сварка трением с перемешиванием применяется для получения соединений меди, например, при производстве медных контейнеров для захоронения отработанного радиоактивного топлива.
Перемешивающий способ
Технология с перемешиванием изобретена и применяется с конца прошедшего века. Суть способа состоит в применении особого штыря с заплечиками, изготовленного из высокопрочного сплава. Нагревая при вращении материал, штырь проходит в него по назначенной траектории. Благодаря его вращению в процесс вовлечены размякшие слои металла, которые перемешиваются. Таким образом достигается однородность структуры и параметров шва.
Сварка трением с перемешиванием
Этот метод был разработан и внедрен в 1991 году.
Первоначально этот метод был разработан для алюминия и алюминиевых сплавов, так как при сварке плавлением большая часть материала уходило на оформление сварочного шва, так же при оплавлении терялись пластические свойства алюминия.
Основные сферы применения:
- судостроение, особенно подводный флот, где необходимы полностью герметичные сварные соединения;
- строительство космических объектов и шатлов;
- хранилища и баки для хранения криогенных газов и жидкостей, которые обладают повышенной летучестью.
Сварочный инвертор на сегодняшний день вполне успешно может справиться с монтажом и демонтажем во время строительных работ и ремонте автомобилей. Читайте подробности о том, как выбрать и использовать инверторный сварочный аппарат.
Для любого сварочного аппарата, рано или поздно наступает момент его ремонта или удаления возникших неисправностей. Читайте о ремонте сварочных аппаратов здесь.
Уникальный метод сварки трением с перемешиванием (СТП) был открыт в 1991 году в Великобритании в институте TWI. С тех пор началось активное изучение и технологическое совершенствование применяемого оборудования, что привело к широкому внедрению данного метода во многих отраслях промышленности России и зарубежных стран, таких как вагоностроение, судостроение, машиностроение.
Несомненное преимущество процесса СТП заключается в том, что соединение кромок металлов перемешиванием происходит в твердом состоянии, а значит, отсутствуют проблемы, которые ранее были вызваны дуговой сваркой: коробления, выгорание легкоплавкой эвтектики и т.д.
Сущность процесса заключается в следующем: рабочий орган (стержень) погружается на определенную глубину в свариваемый металл (диаметр инструмента не должен превышать глубину сварки), после чего ему сообщается вращательное движение с высокой скоростью с одновременным перемещением вдоль линии стыка. Под действием сил трения металл приобретает пластичные свойства, в результате чего происходит его перемещение вдоль оси вращения рабочего органа и перенос в направлении сварки с образованием неразъемного шва.
С помощью СТП соединяют металлы с низкой температурой ликвидуса: алюминиевые и магниевые сплавы, никель, медь и титан.
Классификация СТП
По назначению:
• Шовная;
• Точками;
• Наплавка;
• Удаление пор, раковин и видоизменение материала;
• Формирование внутренних каналов;
• Пайка.
По конструктивным особенностям инструмента:
• С вращающимся и неподвижным буром;
• Катушечная;
• С конусным пином;
• С изменяемой длиной пина;
• Инструментом без пина;
По другим особенностям:
• С дополнительно вносимым металлом;
• С дополнительным нагревом;
• С применением защитных сред и добавлением легирующих элементов;
• С механической или упрочняющей обработкой сварного шва;
• Тип параметров, поддерживаемых на постоянном уровне (Fz; Fx;δ)
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Cтоит ли ПОКУПАТЬ, отзывы сварщиков:
Сварочный трансформатор PATRIOT 200AC 102,00 ₽
Зарядное устройство GreenWorks G24C 2490,00 ₽
Стабилизатор напряжения PRORAB DVR 1000 2597,22 ₽
Стабилизатор Ресанта АСН-2000 Н/1-Ц Lux 3610,00 ₽
Стабилизатор напряжения Ставр СН-2000 3920,00 ₽
Сварочный аппарат BauMaster AW-79161 3990,00 ₽
Hitachi AB17 зарядное устройство 4076,87 ₽
Принцип применения
Эта процедура предполагает то, что одна из деталей при вращении будет вырабатывать большое количество тепла, в результате чего материалы соединятся друг с другом. Однако крутиться может и специальное приспособление, выполненное в виде небольшой вставки, которое повышает качество скрепления. Поверхности при этом крепко сдавливаются друг с другом.
После окончания работы производится осадка, а вращение заготовки резко останавливается.
Процесс «стыковки» можно поделить на несколько стадий:
- Посредством трения происходит ликвидация окисленных пленок.
- Нагревание обрабатываемой заготовки до расплавления.
- Возникновение и нарушение временного контакта.
- Из места стыковки удаляются наиболее пластичные элементы обрабатываемого материала.
- Окончание процедуры и формирование монолитной стыковки.
Достоинства и недостатки метода
Достоинствами сварки трением являются:
- более низкое энергопотребление по сравнению с другими видами сварки;
- малое количество дефектов (пор, раковин);
- равномерная структура сварного шва;
- возможность точно контролировать процесс;
- малое количество вредных выбросов;
- высокий коэффициент использования металла;
- возможность автоматизации процесса.
- ограниченная применимость;
- громоздкое оборудование;
- ограниченная поверхность соединения.
Применение метода затруднено при сваривании неоднородных деталей разной толщины, кроме того, из-за сложности используемых механизмов сварку трением практически невозможно использовать на выездных работах и при срочном ремонте.