Termokings.ru

Домашний Мастер
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Подбор состава асфальтобетона и характеристика компонентов смеси

Различают несколько типов асфальтобетона, состав которых заметно отличается. В отдельных случаях состав и качества исходных ингредиентов оказываются связанными с методом производства.

В общем виде АБ состоит из трех основных частей: вяжущего, минерального компонента и каменного. Последнее, однако, не касается песчаных модификаций асфальта, где каменная составляющая исключена.

О том, что входит по ГОСТУ в состав холодного, теплого и горячего, мелкозернистого и крупнозернистого асфальтобетона, а также песчаного и пористого, расскажем вам далее.

Вяжущее вещество

В производстве АБ в качестве вяжущего применяют битум. Несколько ранее использовался также деготь, но сегодня от его применения отказались.

Главная особенность этого ингредиента – вязкость. Она должна быть достаточной, чтобы при смешении покрывать щебень или гравий, но недостаточной, чтобы стекать с них. Вяжущее должно обладать приличной стойкостью, чтобы противостоять деформации, но при этом оставаться пластичным и не формировать трещины. Битум рекомендованных марок вполне подходит для этой задачи.

Может использоваться разжиженный битум – праймер, или эмульсия. В первом случае вещество разводят растворителем, во втором – смешивают с водой и эмульгатором. Цель такой операции – обеспечить высокую текучесть битума, что требуется при работе в морозы. Вода и растворитель по мере охлаждения состава испаряются, а битум сохраняет свои качества.

Кроме того, используют и специальные разработки – полимерно-битумные вяжущие, повышающие коэффициент упругости готового покрытия, модифицированные битумы и так далее. Эти варианты регламентирует не ГОСТ, а ТУ.

Количество битума по массе или объему занимает разную долю в разных АБ.

Вид и тип АБСодержание битума, % по массе
Горячие
Высокоплотные и плотные4,0–6,0
А4,5–6,0
Б5,0–6,5
В6,0–7,0
Г, Д6,0–9,0
Пористые3,5–5,5
Высокопористые щебеночные2,5–4,5
Высокопористые песчаные4,0–6,0
Холодные Б3,5–5,5
Холодные В4,0–6.0
Холодные Г, Д4.5–6,5

В щебеночно-мастичных асфальтах и литом асфальтобетоне содержание его выше: 5,5–7,5 в первом случае и до 9,5% во втором.

Состав минеральной части асфальтобетона, а также щебень и гравий рассмотрены ниже.

Видео ниже посвящено гранулированному резинобитумному вяжущему веществу для модификации битумов в составе асфальтобетонов:

Каменный наполнитель

Под ним подразумевают не только собственно камень – гравий или щебень, но и любые минеральные ингредиенты, в том числе и песок, и отсев. Важным здесь является буквально все: процентное содержание, форма , размер камня, происхождение, собственное сопротивление износу и много другое.

Для каменного материала значимым является зерновой состав. Причем именно соотношение зерен разного диаметра, количество пылевых частиц, глины и так далее определяет дальнейшее использование наполнителя.

Наиболее губительными для качества готового покрытия выступают пластинчатые и игольчатые зерна. Содержание подобных регулирует ГОСТ 8267 и ГОСТ 3344:

  • не более 15 % по массе для АБ типа. А и АБ высокой плотности:
  • не более 25% для типа Б горячего и холодного;
  • не более 35% для типа. А горячего и холодного.

Зерновой состав гравия и песка регулирует ГОСТ 23735. Происхождение его в немалой степени влияет на твердость и прочность асфальта, а также не износостойкость и морозостойкость.

  • Так, для получения высокоплотных типов материала, применяют щебень из метаморфических горных пород и из изверженных – базальт, диабаз, перидотит, серпентин, габбро. Также допускается камень из осадочных пород – известняк, доломит, марка дробимости которого должна быть не менее 1200.
  • Материал с меньшими параметрами используют для всех остальных типов АБ. Щебень из металлургического шлака для получения высокоплотного слоя не используется, но для плотного холодного типа и других применяют камень марки 1200, 1000 и ниже.
  • Щебень из гравия тоже неприменим для изготовления высокоплотного АБ.

Этот же материал проходит проверку на соответствие параметров по морозостойкости.

  • Так, для 1–3 климатического пояса плотные и высокоплотные АБ изготавливают из щебня, чей класс морозостойкости равен F50. Пористые и высокопористые – из камня классом F 15 и F25.
  • Для зон 4 и 5 только высокоплотный горячий асфальт выполняют на основе щебня классом F 50

Про роль песка в составе асфальтобетона поговорим ниже.

Песок

Добавляется в любые виды АБ, но в некоторых – песчаный асфальтобетон, он выступает как единственная минеральная часть. Песок применяют как природный – из карьеров, так и получаемый отсевом при дроблении. Требования к материалу диктует ГОСТ 8736.

Общие сведения об асфальтобетонной смеси

Во всем мире асфальтобетон является самым оптимальным материалом для создания и ремонта пешеходных и проезжих зон, территорий при аэродромах и взлетных полос. Качество покрытия зависит от многих факторов: соблюдены ли технологии укладки и состава смеси, добавляются ли в нее дополнительные компоненты, повышающие стойкость и пластичность материала. Основу асфальтобетонной смеси составляют измельченный в крошку гравий (или щебень) и песок, связывает эти компоненты битум. Подбор компонентов неслучаен, каждый отвечает за определенные задачи:

  1. Битум исполняет роль «клея», связывающего твердые и сыпучие компоненты. Получить битум можно при разработке природных асфальтовых залежей или путем химического синтеза нефтепродуктов.

  1. Щебень и песок заполняют пустоты, усиливая конструкцию и обеспечивая ее долговечность. Если данных компонентов в смеси недостаточно, асфальт не держит форму уже на этапе укладки, а в дальнейшем механическая прочность становится еще меньше.

Внимание! Слишком большое количество щебня и песка также пагубно для состава асфальтобетона. В этом случае покрытие крошится и быстро изнашивается.

  1. Минеральный порошок получают при размалывании известняка, шлаков и доломитов. Он необходим для придания битуму меньшей текучести. Кроме того, порошок позволяет существенно сократить расход битума.

Нужно отметить, что асфальтобетонные смеси используются не только для создания нового дорожного полотна, литой асфальт подходит для ремонта – он не требует уплотнения и выравнивания и не создает перепадов с уровнем старого покрытия.

Основные принципы проектирования структуры дорожного покрытия

Проектирование состава асфальтобетонной смеси заключается в расчете оптимального соотношения компонентов, в результате которого показатели основных характеристик асфальтобетона заданного вида и соответствующей марки будут отвечать техническим нормам и требованиям ГОСТ 9128-13.

Разработаны и используются различные методы проектирования составов асфальтобетона.

В современном строительстве наиболее распространен способ построения предельных кривых зерновой структуры минеральной части дорожных бетонов (см. фото), в основу которого заложена следующая инструкция:

  1. С целью обеспечения прочности, экономичности и долговечности покрытия его минеральная составляющая должна обладать достаточной плотностью, которая обеспечивается определенным содержанием зерен крупной и мелкой фракции в общем составе заполнителей.
  2. Структура зерновой части ограничивается предельными кривыми допустимого количества заданной фракции зерен.
  3. Минимальное содержание битума должно соответствовать физическим и механическим свойствам асфальтобетона необходимой марки с учетом технических требований ГОСТ 9128-13. Оптимальный объем компонента устанавливается экспериментально на основании таблиц и графиков проведенных испытаний.

Процесс проектирования состава состоит из следующих этапов:

  • определение характеристик и качества исходных компонентов, оценка их соответствия для заданной марки;
  • расчет минеральной части из выбранных материалов;
  • определение рационального количества битума;
  • спецификация состава смеси по данным детального исследования ее физико-механических качеств.

Необходимым условием проектирования состава является обоснованное и точное техническое задание.

Для составления ТЗ необходимо иметь следующие строительные, проектные и эксплуатационные данные, это:

  • проектная конструкция дорожной одежды с указанием толщины слоев всех покрытий;
  • техническая категория автомобильной дороги;
  • характеристика режима движения автомобильного транспорта на проектируемом участке дороги;
  • ожидаемые изменения дорожно-климатических условий в процессе строительства и эксплуатации объекта.
  • сбалансированные характеристики всех имеющихся исходных материалов.

Виды асфальтобетонов по температуре укладки

По температуре укладки выделяют холодный и горячий АБ. Оба этих материала изготавливают на асфальтобетонных заводах, на которых готовят и смешивают сырьевые компоненты. Температура обработки составляющих холодного асфальтобетона значительно ниже температуры, при которой обрабатывают горячие смеси.

Горячие асфальтобетонные смеси

Температура их укладки, в соответствии с ГОСТом 9128-2013, составляет +105 °C и выше. Высокая температура обеспечивает хорошее уплотнение смеси. Чем она ниже, тем сложнее трамбовать и тем больше проходов катка понадобится. Работы по устройству дорожного покрытия с использованием горячей смеси нельзя проводить при отрицательных температурах и высокой влажности. Горячий АБ необходимо укладывать в разогретом виде на сухую поверхность.

Холодные асфальтобетонные смеси

Это разновидность дорожных материалов, для которой характерны: специальный температурный режим производства, присутствие медленно- или среднетвердеющего дорожного битума, модифицирующих добавок. Холодные АБ могут находиться в состоянии, пригодном к употреблению, в течение длительного времени. Такую способность обеспечивает тонкая битумная пленка на зернах компонентов, которая ослабляет структурные связи, и их можно разрушить даже при незначительных усилиях.

Преимущества холодных АБ, по сравнению с горячими смесями:

  • продолжительный срок хранения;
  • возможность осуществления дорожно-строительных и дорожно-ремонтных работ при отрицательных температурах и повышенной влажности;
  • возможность укладки без использования специальной строительной техники.

Недостатками холодных асфальтобетонов являются более низкая прочность, по сравнению с горячими АБ, и высокая стоимость. Поэтому холодные асфальтобетоны востребованы для проведения ямочного ремонта и других ремонтных работ на участках небольшой площади, устройства отмосток, пешеходных дорожек, благоустройства придомовых территорий. Для покрытия автодорог, рассчитанных на значительные транспортные нагрузки, холодный асфальтобетон не применяют.

Зерновой состав асфальтобетона

Асфальтоанализатор 20-1100

Асфальтоанализатор ПК 20-11000

Тест набор для проверки качества растворителя

Зерновой состав асфальтобетона – это совокупность всех минеральных материалов, входящих в его состав. Для классического асфальтобетона это песок, щебень и минеральный порошок. Зерновой состав асфальтобетона в значительной мере определяет его свойства и его способность сопротивляться транспортным и погодно-климатическим нагрузкам.

Для определения зернового состава асфальтобетона используют лабораторные сита с квадратной ячейкой (в прошлом использовались лабораторные сита с круглыми отверстиями). Минеральные материалы, использующиеся для приготовления асфальтобетона рассеиваются через комплект лабораторных сит с различными размерами ячеек, после чего подсчитывают процентное содержание частиц различного размера (фракций). На основе этих данных строят кривую гранулометрического состава асфальтобетона, требования к которой различны для разных видов асфальтобетонов и строго регламентированы ГОСТ.

Для того, чтобы получить минеральные материалы из готового асфальтобетона и испытать их используют асфальтоанализаторы infraTest – с помощью использования безопасных и экологичных технологий эти машины способны полностью отделить битум от минеральной части асфальтобетонной смеси за 45 минут, а готовые сухие минеральные материалы после экстракции в асфальтоанализаторе полностью готовы к дальнейшему рассеву на лабораторных ситах с квадратной ячейкой и построения кривой гранулометрического состава смеси.

Лабораторное оборудование для дорожного
строительства InfraTest

  • Главная
  • Каталог
  • Библиотека
  • О компании
  • Новости
  • Контакты
  • Блог
  • Пресс испытательный
  • Муфельные печи
  • Динамический плотномер
  • Вискозиметр
  • Керноотборник
  • Испытательная машина
  • Пенетрометры

© «Инфратест 2020». Все права защищены.

Предоставляя свои персональные данные Пользователь даёт согласие на обработку, хранение и использование своих персональных данных на основании ФЗ № 152-ФЗ«О персональных данных» от 27.07.2006 г. в следующих целях:

  • Осуществление клиентской поддержки
  • Получения Пользователем информации о Товарах и Услугах ООО «Инфратест»
  • Проведения внутренних исследований с целью повышения качества предоставляемых услуг.

Под персональными данными подразумевается любая информация личного характера, позволяющая установить личность Пользователя/Покупателя такая как:

  • Фамилия, Имя, Отчество
  • Контактный телефон
  • Адрес электронной почты
  • Место работы (Наименование организации)

Персональные данные Пользователей хранятся исключительно на электронных носителях и обрабатываются с использованием автоматизированных систем, за исключением случаев, когда неавтоматизированная обработка персональных данных необходима в связи с исполнением требований законодательства.

Компания обязуется не передавать полученные персональные данные третьим лицам, за исключением следующих случаев:

  • По запросам уполномоченных органов государственной власти РФ только по основаниям и в порядке, установленным законодательством РФ
  • Стратегическим партнерам, которые работают с Компанией для предоставления продуктов и услуг, или тем из них, которые помогают Компании реализовывать продукты и услуги потребителям. Мы предоставляем третьим лицам минимальный объем персональных данных, необходимый только для оказания требуемой услуги или проведения необходимой транзакции.

ООО «Инфратест» оставляет за собой право вносить изменения в одностороннем порядке в настоящие правила, при условии, что изменения не противоречат действующему законодательству РФ. Изменения условий настоящих правил вступают в силу после их публикации на Сайте.

Прайс-лист

ООО «СтройЛаборатория СЛ» принимает заявки на испытания асфальтобетона в Москве (центральная лаборатория) и Березниках Пермского края (филиал). Телефоны и другие реквизиты для связи с нами вы можете найти в разделе «Контакты».

Или оставьте заявку, и наш специалист перезвонит Вам и ответит на все вопросы

Марки и типы асфальта

В зависимости от процентного содержания в составе перечисленных компонентов, выделяют три марки асфальта. Технические характеристики, область применения и состав смеси различных марок описываются в ГОСТ 9128-2009, в котором, помимо всего прочего, учтена и возможность добавления дополнительных присадок, увеличивающих морозостойкость, гидрофобность, гибкость или износостойкость покрытия.

МаркаСоставТип покрытия
Асфальт марки 1Песок или отсев, битум, щебень, минеральный порошокПлотные А, Б, Г
Высокоплотные
Пористые
Щебеночные высокопористые (холодные и горячие)
Бх, Вх, Гх
Асфальт марки 2Песок, отсев дробления, битум, щебень, минеральный порошокПористые
Высокопористые песчаные
Плотные А, Б, В, Г, Д
Бх, Вх, Гх, Дх
Асфальт марки 3Песок, отсев дробления, минеральный порошок, битумПлотные Б, В, Г, Д

В зависимости от процентного содержания наполнителя, находящегося в составе дорожно-строительной смеси, ее подразделяют на следующие типы:

  • А – 50–60% щебня;
  • Б – 40–50% щебня или гравия;
  • В – 30–40% щебня или гравия;
  • Г – до 30% песка из отсева дробления;
  • Д – до 70% песка или смеси с отсевами дробления.

Асфальт марки 1

Под этой маркой изготавливается широкий диапазон различных типов покрытий – от плотных до высокопористых, со значительным содержанием щебня. Область их использования – дорожное строительство и благоустройство: вот только пористые материалы совсем не годятся на роль собственно покрытия, верхнего слоя дорожного полотна. Куда лучше применять их для устройства оснований, выравнивания базы под укладку более плотных типов материала.

Асфальт марки 2

Диапазон плотности примерно тот же, однако содержание и процентное соотношение песка и гравия могут варьироваться в весьма широких пределах. Этот тот самый «среднестатистический» асфальт, с весьма обширной сферой применения: и строительство автомобильных дорог, и ремонт их, и обустройство территорий под паркинги и площади не обходятся без него.

Асфальты марки 3

Покрытия марки 3 отличаются тем, что при их изготовлении не используется щебень или гравий – их заменяют минеральные порошки и особо качественный песок, получаемый путем дробления твердых горных пород.

Соотношение песка и щебня (гравия)

Соотношение содержания песка и гравия – один из важнейших показателей, который определяет область применения того или иного типа покрытия. В зависимости от превалирования того или иного материала его обозначают буквами от А до Д: А — более чем наполовину состоит из мелкофракционного щебня или гравия, а Д – примерно на 70 процентов состоит из песка (правда, песок используется по большей части из дробленых горных пород).

Соотношение битума и минеральных составляющих

Не менее важное – ведь именно оно определяет прочностные характеристики дорожного полотна. Высокое содержание минеральных порошков существенно увеличивает его хрупкость. Поэтому песчаные асфальты могут применяться лишь ограниченно: благоустройство территорий парков или тротуаров. А вот покрытия с большим содержанием битума – желанный гость на любых работах: особенно если это дорожное строительство в суровых климатических условиях, при минусовых температурах, если скорость работ такова, что уже спустя сутки по новенькому полотну пойдет дорожная техника, а после сдачи готовой дороги – ринутся большегрузные автомобили.

21.08.2019
Смольный стремится повысить качество дорожных работ

На последнем заседании городских чиновников, прошедшем 20 августа в Смольном, был рассмотрен вопрос о возможности перехода с организациями, осуществляющими дорожное строительство и ремонт дорог, на трехлетние контракты.

подробнее

29.11.2018
Утвержден перспективный план Ленинградской области по дорожному строительству

Губернатор Ленинградской области А.Дрозденко утвердил предварительную программу по развитию дорожной отрасли на период с 2019 по 2023 годы, которая предполагает увеличение количества дорог, находящихся в нормальном состоянии, на 737 км.

подробнее

Производство асфальтобетона

По окончании того как мы узнали, что собой воображают асфальтобетонные смеси и каковы их технические и эксплуатационные характеристики, рассмотрим как эти материалы изготавливаются.

Принципиально важно: Независимо от производственных объёмов,потребуется особое оборудование. Исходя из этого изготовить своими руками полноценную асфальтовую смесь для обустройства территорий прилегающих к дому не окажется. Иначе, имея компактный мобильный АБЗ возможно организовать рентабельный бизнес.

Давайте детально рассмотрим, каковы особенности производственного процесса.

Особенности изготовления

Как уже было сообщено, асфальтобетон изготавливается из жёстких либо сыпучих минеральных наполнителей и вязкого связующего компонента. Сущность изготовление готового материала содержится в тщательном перемешивании компонентов с целью получения однородной консистенции и оптимальных параметров плотности.

направляться подчернуть, что перманентно разрабатываются новые разработки изготовления асфальтовых дорожных покрытий. К примеру, за границей для удешевления одновременного увеличения и готового продукта прочностных показателей бетона, в состав добавляется резина. В большинстве случаев,используются отходы, полученные в ходе утилизации автомобильных покрышек.

Помимо этого, зарубежные производители для улучшения эстетических параметров материала интегрируют в смесь особые пигменты. Делать цветной декоративный асфальт сейчас пробуют кое-какие отечественные производители, но особенной популярности по многим причинам такие покрытия не взяли.

Не обращая внимания на многообразие технологических новшеств, остановимся на изюминках изготовления смесей в соответствии с требованиями ГОСТ 9128-97.

АБЗ и их разновидности

Производство асфальта осуществляется на специальных фирмах асфальтобетонных фабриках (АБЗ).

В соответствии с механизмом производства,АБЗ подразделяются на модификации циклического и постоянного действия.

  • АБЗ циклического действия — это предприятия,рассчитанные на регулярное изготовление небольших объёмов и средних дорожных смесей. Исходя из этого такие фирмы находятся вблизи солидных населённы хпунктов, где присутствует перманентная необходимость в материалах для постройки и ремонта дорожного покрытия.

Уникальность таких фабрик содержится в возможности трансформации состава создаваемой продукции по нескольку раз за смену без ущерба для качества смесей.

Циклические АБЗ оснащаются полноценным комплектом оборудования для смешивания и приёмки заполнителя его с вяжущим компонентом. В качестве дополнительного специфического оборудования,фабрики смогут комплектоваться грохотом, дробильно-ёмкостями и сортировочным виброситом для складирования готовой продукции.

Использование грохота разрешает добиться большого качества готового асфальта, потому, что сыпучие компоненты разделяются на фракции,перед тем как попасть в мешалку.Наличие емкостей, предназначенных для хранения готовой смеси, разрешают изготавливать продукцию с маленьким запасом.

  • АБЗ постоянного действия,в отличие от цикличных аналогов, оснащаются лишь нужным оборудованием. Такая конструкционная изюминка разрешает создавать компактные комплексы, адаптированные для транспортировки с одного объекта на другой.

Производство асфальтовой смеси на таких АБЗ осуществляется беспрерывно, другими словами ингредиенты подаются в бункер, там перерабатываются и в виде готовой смеси отправляются в силосы.

Значительным недочётом комплексов постоянного действия есть отсутствие в базовой комплектации грохота. В следствии,заполнители не подвергаются тщательной переработке, и смесь получается не хватает однородной.

Довольно часто из-за крупноразмерных включений,приготовленный на таком оборудовании асфальтобетон не соответствует требованиям ГОСТа. Иначе, за счет компактных габаритов оборудование может использоваться маленькими специальными фирмами.

Производственная разработка

Инструкция изготовления асфальтобетонных смесей в соответствии с ГОСТ 9128-97 предполагает реализацию следующих этапов:

  • Оценка качества компонентов будущей смеси – данный этап особенно серьёзен, поскольку от него зависит большая часть эксплуатационных черт готового продукта.
  • Обработка минеральных заполнителей, на протяжении которой проводится просеивание и измельчение компонентов для получения требуемой фракции.
  • Подача компонентов в нагревательный бункер, где под действием больших температур выпаривается избыточная влага и параллельно осуществляется нагрев вяжущего компонента.
  • Объединение компонентов в смесителе. За счет долгосрочного перемешивания из состава выводится избыточных воздушное пространство,следовательно, минимизируется смесь и количество пустот получает равномерную консистенцию.
  • Подача готового продукта в ёмкости временного хранения (силосы). За счет особенной конструкции, емкости способны сохранять большую температуру материала в течение нескольких дней.

Заключение

Качество — решающий фактор отбора асфальтобетона. Компании, которые занимаются дорожным строительством, должны давать 100% гарантии качества своей работы. Отбор бетона происходит на первичной стадии подготовки к работам.

Перечень проб, который устанавливает лаборатория, в обязательном порядке должен быть предоставлен производителем. В первую очередь, именно производитель должен позаботиться о качестве своей продукции и асфальтобетоне, соответствующему ГОСТам.

Не используйте продукцию, образцы которой не были исследованы. Перед тем, как приобрести материал, попросите предоставить гарантии на него. К каждому асфальтобетону должен быть предоставлен документ, подтверждающий качество (с наличием проб и образцов).

Читать еще:  Алюминиевая опалубка: достоинства, недостатки, технология монтажа
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×