Termokings.ru

Домашний Мастер
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Всё об асфальтировании / Дорожно-строительный дайджест

При определении транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги первоочередное значение имеет состояние такого ее элемента как дорожное покрытие. Износ покрытия и появление различных дефектов в процессе его эксплуатации является неизбежным процессом, который нельзя полностью остановить, но можно существенно замедлить путем своевременного проведения профилактических и дорожно-ремонтных работ, к которым относится: устройство слоя износа, тонкослойная поверхностная обработка асфальтированного покрытия, регулярная заделка мелких трещин и сетки трещин, создание гидроизоляционной мембраны и др.

К основным дефектам дорожного покрытия возникающим в процессе его эксплуатации относятся:

  • трещины (одиночные и сетка связанных между собой крупных и мелких трещин);
  • ямы и выбоины;
  • колея.

Трещины на дорожном покрытии и причины трещинообразования

Трещины — дефект дорожного покрытия, возникающий в результате хрупкого разрушения асфальтобетонного или цементобетонного слоя, проявляющийся в виде нарушения сплошности покрытия. В случае с асфальтобетонным дорожным покрытием именно трещины являются наиболее распространенным дефектом.

В зависимости от расположения трещин относительно оси дороги они могут быть поперечными, продольными или криволинейными (косыми). Также, трещины классифицируются исходя из характера их взаимного расположения:

  • одиночные трещины, расположенные на значительном расстоянии друг от друга;
  • отдельные, расположенные примерно на одинаковом расстоянии друг от друга, но не менее 10…20 метров;
  • редкие, никак не связанные между собой трещины;
  • частые, связанные между собой и находящийся на расстоянии от 1 до 4 метров друг от друга.

Сетка трещин — взаимопересекающиеся поперечные, продольные и/или криволинейные трещины.

Воздействие транспортных средств и негативные погодно-климатические условия являются основными факторами способствующими появлению трещин на поверхности дорожного покрытия. Под действием нагрузки от автомобилей и температурных колебаний (тем более при совместном действии этих факторов), в различных слоях дорожной одежды с неизбежностью возникают растягивающие и изгибающие напряжения, и когда такие напряжения начинают превышать предел прочности на растяжение материала соответствующего слоя, то образуются трещины (сначала мелкие, незаметные невооруженным глазом, а со временем и более крупные).

В зависимости от характера образования (причин) трещины бывают:

  • температурными, возникающими на поверхности покрытия вследствие температурных колебаний;
  • усталостными, возникающими в нижнем слое покрытия по полосам наката, в результате усталостного разрушения слоя дорожной одежды от многократного действия нагрузки;
  • отраженными, возникающими в результате копирования новым слоем уже существующих трещин в старом покрытии (на который уложен новый слой асфальтобетона).

Основными причинами образования трещин являются:

  • недостаточная прочность земляного полотна и дорожной одежды;
  • неравномерное уплотнение земляного полотна и слоев дорожной одежды;
  • большие перепады температур от положительных к отрицательным;
  • недостаточная трещиностойкость асфальтобетонного покрытия;
  • различие теплофизических свойств материалов слоев смежных покрытий;
  • пучинообразование, выражающееся в перераспределении влаги в земляном полотне, вызывающее увеличение влажности грунта земляного полотна в зимний период, образование в нем ледяных прослоек и увеличение, таким образом, объема грунта земляного полотна. В результате такого процесса сначала происходит вспучивание (поднятие бугра) дорожной одежды, а потом, при оттаивании, ее размягчение (ослабление дорожной одежды).

Наличие трещин в дорожном покрытии оказывает большое влияние на прочность и срок службы автомобильной дороги по следующим причинам:

  • трещины нарушают целостность и монолитность дорожного покрытия, разделяя его на отдельные не связанные между собой блоки, в результате чего нагрузка от колеса транспортного средства передается на ослабленную конструкцию, распределяется на меньшую площадь, создавая в них повышенные напряжения и деформации;
  • вода, проникающая через трещины в основание дорожной одежды и земляное полотно, ослабляет их прочность и несущую способность дорожной конструкция в целом;
  • при наезде колес транспортного средства на кромку трещины, отдельные части покрытия начинают крошиться и обламываться, стенки трещины перемещаются друг относительно друга в вертикальной плоскости из-за чего со временем образуется выбоина.

Таким образом, каждая своевременно не устраненная трещина, со временем неизбежно превращается в выбоину.

Выбоины на дорожном покрытии и причины их образования

Выбоина — местное разрушение покрытия, имеющее вид углубления с резко очерченными краями. К выбоинам можно также отнести просадки, проломы, места с сильным выкрашиванием материала, а также крупные трещины.

Как уже было отмечено выше, одной из причин образования выбоин является развитие одиночных трещин или сетки трещин. Другой возможной причиной возникновения выбоин бывает неровность дорожного покрытия в виде сдвигов, наплывов и других дефектов, которые возникают не только при эксплуатации автомобильной дороги, но и на этапе ее строительства, например, при несоблюдении технологических требований в процессе асфальтирования дороги. Сразу после проезда колеса автомобиля через выступ такой неровности возникает динамический удар на покрытие, многократное же повторение таких ударов приводит к ослаблению структуры материала, появлению и/или развитию трещин и мелких выбоин, которые затем превращаются в одну большую выбоину.

Читать еще:  Советы домашнему мастеру: как очистить кирпич от раствора

Дополнительным источником образования ям и выбоин могут служить участки дорожного покрытия, на которых происходит шелушение и выкрашивание каменного материала из слоя асфальтобетона.

Независимо от причин образования, выбоины необходимо заделывать на ранней стадии их появления. Практика показывает, что каждая не заделанная выбоина быстро увеличивается в размерах и способствует появлению новых выбоин. И хотя на начальном этапе этот процесс идет относительно медленно, если не предпринимать никаких мер, то со временем он приобретает лавинообразный характер. Так, если стоимость ямочного ремонта асфальта и работ по асфальтированию поврежденных участков дороги произведенных своевременно (как правило, ранней весной) принять за единицу, то с задержкой таких работ на 2–3 месяца эта стоимость вырастает в 2 раза и более.

Колея на дорожном покрытии и причины колееобразования

Колея — деформирование поперечного профиля проезжей части дороги с образованием углублений по полосам наката, с гребнями или без гребней выпора.

Появление колеи на дорожном покрытии может быть обусловлено несколькими причинами:

  • недостаточным уплотнением одного или нескольких слоев дорожной одежды;
  • истиранием (износом) покрытия под действием колес автомобилей (особенно при использовании шин с шипами);
  • накоплением остаточных пластических деформаций;
  • структурным разрушением материала слоя дорожной одежды;
  • неравномерной остаточной деформацией в грунте земляного полотна.

Если при устройстве дорожного основания или асфальтировании дороги, какие-то слои дорожной одежды были недостаточно уплотнены, колея может возникнуть вследствие доуплотнения этих слоев под воздействием проезжающего транспорта. От общего числа причин колееобразования на долю недостаточного уплотнения слоев дорожной одежды приходится 5…10 %.

Другой важной причиной образования колеи может быть износ (истирание) асфальтированного покрытия колесами автомобилей. Использование в зимнее время года шипованной резины существенно ускоряет процесс образования колеи. При высокой интенсивности движения, истирание покрытия может быть главной причиной колееобразования.

В 15…20 % случаев образование колеи на асфальтированных покрытия происходит вследствие их пластической деформации. Суть пластической деформации заключается в том, что из-за снижения вязкости битума (снижения вязкого сопротивления битума сдвигу) снижается структурная вязкость асфальтобетона, то есть повышается его пластичность. При проезде одного автомобиля возникающая в таком покрытии деформация несущественна, но при многократном проезде вертикальные остаточные деформации накапливаются, что и становится причиной появления колеи. Одновременно с вертикальными остаточными деформациями накапливаются и горизонтальные деформации, когда под действием сдвиговых напряжений происходит выдавливание частиц асфальтобетона в разные стороны, в результате чего по бокам колеи появляются гребни. Снижение вязкости битумного вяжущего и соответственно повышение пластичности асфальтобетонного дорожного покрытия происходит летом при температуре воздуха выше +30 °С, когда температура поверхности дороги повышается до +40 °С и выше.

Еще одной причиной колееобразования может быть структурное разрушение материала в слое дорожной одежды. Под действием многократно прилагаемых нагрузок в слоях дорожной одежды могут сложиться такие условия, когда вертикальные или горизонтальные напряжения превысят предельно допустимые значения и начнется разрушение сплошности или структуры материала слоя с потерей прочности и сдвигоустойчивости. Из общего числа случаев образования колеи структурные разрушения имеют место в 25…35 %.

В 20…30 % случаев причиной колееобразования является неравномерная остаточная деформация в грунте земляного полотна. Накопление остаточных деформаций в грунте земляного полотна наиболее активно происходит в весенний период. Наибольшее влияние на местное выдавливание и выпучивание грунта оказывает повышенная влажность грунта в местах с необеспеченным отводом поверхностных или грунтовых вод.

Фото по теме

Ямочный ремонт асфальта и асфальтирование дорог в Киеве

Устранение мелких и крупных дефектов дорожного покрытия, заделка трещин, ремонт ям и выбоин в асфальтобетонном покрытии, исправление колейности на асфальтированном покрытии, а также устройство слоев износа из литой асфальтобетонной смеси или щебеночно-мастичного асфальта.

Когда рекомендуется укладка тонкого слоя дорожного покрытия

Автомобильный транспорт обеспечивал в прошлом и продолжает обеспечивать сейчас около 70% от общего объема всех видов перевозок. Для обеспечения нормальной работы грузового и пассажирского автомобильного транспорта необходима качественная и развитая дорожная сеть. Существующая на сегодняшний день в стране дорожная сеть имеет достаточный масштаб и обеспечивает необходимую взаимосвязь между населенными пунктами, однако существует проблема качества автомобильных дорог.

Читать еще:  КТП ТО-80. Трансформаторная подстанция обогрева бетона.

Проблемы с качеством дорожного полотна и причины их возникновения

В проблеме качества дорог можно выделить два важных аспекта:

  • существенное превышение числа проезжающего транспорта над запланированным – то есть снижение пропускной способности дороги – эту проблему можно решить только строительством вспомогательных или дублирующих участков дороги, а также реконструкцией существующей дороги;
  • снижение качества дорожного покрытия – изменение целостности как верхних, так и глубоких слоев дорожного полотна, земляного полотна, образование деформаций покрытия различного вида.

Первая проблема требует очень больших вложений для ее устранения (речь идет о сумме в десятки миллиардов рублей), но обеспечивает долгосрочный результат (проблему финансирования можно решить при введении «платных дорог» и привлечении частных инвесторов для строительства).

Вторую проблему можно решить дешевле (примерно в 10 раз) – необходимо применять качественные материалы и смеси для создания покрытия и строго выдерживать технологию укладки смеси при ремонтах и прочих дорожных работах.

Основные виды разрушений дорожного полотна в процессе эксплуатации

Причинами разрушений дорожного полотна могут быть:

  • ошибки при проектировании дороги (например, не полностью учтена гидрология грунтов, неправильно рассчитана проектная пропускная способность и другие);
  • несоблюдение технологии укладки или ремонта дорожного полотна (несоблюдение нормативной толщины слоев, применение низкокачественных материалов, несоблюдение температурного режима, несоблюдение режима остывания и уплотнения готового полотна, несоблюдение графиков проведения ремонтов и прочие);
  • воздействие природно-климатических факторов (прорыв грунтовых и поверхностных вод, сезонные перепады температур и другое);
  • воздействие автомобилей.

Основными причинами разрушений дорожного полотна в процессе эксплуатации являются несоблюдение технологии укладки или ремонта дорожного полотна, воздействие природно-климатических факторов и воздействие автомобилей.

Все эти факторы способны вызвать следующие разрушения дорожной одежды:

  • Трещины – разрыв (обычно поперечный) верхнего слоя дорожной одежды, опасны своей динамикой.
  • Просадка – локальное, плавное без разрывов и трещин изменение высоты земляного полотна в результате его уплотнения.
  • Колейность – изменение рисунка поперечного профиля.
  • Истирание – изменение толщины слоя износа полотна.
  • Потеря шероховатости (гладкость) – снижение показателя сцепления дорожного полотна с колесами.
  • Выбоины – локальные углубления с четко обозначенным краем.
  • «Гребенка» – нарушение ровности полотна в его продольном сечении.
  • Пылимость – нарушение поверхностного слоя полотна, которое сопровождается образованием мелких (меньше 1 мм) фракций покрытия.

Тонкие слои дорожного покрытия – понятие, технологии производства и области применения

Выбоины – это локальные углубления с четко обозначенным краем.

Тонким слоем дорожного покрытия принято называть совмещение слоев горячей асфальтобетонной смеси, приготовленной по определенной технологии, и специальной катионной эмульсии. Укладка тонкого слоя составляет 20 мм.

От традиционной асфальтобетонной смеси для укладки тонкослойные покрытия отличаются:

  • составом и количеством примесей – вводимые примеси, несвойственные классической технологии, обеспечивают лучшие эксплуатационные качества для готового дорожного полотна (например, для повышения устойчивости к температурным колебаниям, улучшения гидроизоляции полотна, повышения прочности и прочим);
  • технологией укладки – укладка происходит очень быстро при очень высокой температуре, на заранее подготовленное основание.

Тонкослойные асфальтобетонные смеси, произведенные по различным технологиям, дают возможность улучшить качество и эксплуатационные свойства дорожного полотна.

Примеси, вносимые в асфальтобетонную смесь, бывают разными – на сегодняшний день известно около 20 различных технологий производства тонкослойных смесей (опробованные технологии, в которых зафиксирован результат), которые отличаются типом примесей.

От типа примеси зависит, в решении каких задач будет применена модифицированная смесь:

  • при внесении полимерных добавок у смеси и готового покрытия повышаются гидроизолирующие свойства и прочность покрытия – их целесообразно применять при высокой активности грунтовых или поверхностных вод на дороге; эти же смеси для ямочного ремонта трещин и выбоин, а также устранения пластичных деформаций (колейности и гребенки);
  • при внесении пластичных добавок, например, резиновой крошки, повышаются показатели качества поверхности (в среднем на 30%) – истирание, шероховатость, пылимость, а также деформации под влиянием перепадов температур.

Тонкослойные асфальтобетонные смеси, произведенные по различным технологиям, дают возможность сегодня улучшить качество и эксплуатационные свойства дорожного полотна, а также частично использовать в их производстве отходы других предприятий (минеральные и полимерные добавки) или перерабатывать часть мусора (непригодные автомобильные покрышки перерабатываются в мелкую резиновую крошку и используются как пластичный наполнитель для смеси).

Читать еще:  Бадья для подачи бетона. Особенности конструкций

Обеспечение безопасности при текущем ремонте дороги

При проведении ремонтных работ, привлеченная подрядная организация должна принять меры по обеспечению безопасности автодвижения и пешеходов. Для этого на ремонтируемом участке устанавливаются необходимые временные дорожные знаки, а в некоторых случаях происходит строительство объезда. Схемы ограждения и организация движения на момент выполнения текущего ремонта дороги согласовываются с местными органами ГАИ.

ООО «Лидинг» – добросовестный подрядчик

Надежность и отличная работоспособность автодороги напрямую зависит от выбора надежного подрядчика. Начав сотрудничество с ООО «Лидинг», вы получаете качественный текущий ремонт дороги по действительно доступной цене. Опытные сотрудники организации используют инновационные технологии и современную специализированную технику собственного автопарка для того, чтобы качественно и своевременно выполнить поставленные задачи. Ищете добросовестного подрядчика для осуществления ремонтных работ? Заключайте контракт с нашей компанией! Получить более подробную информацию вы можете по номеру телефона . Также задать интересующие вас вопросы можно при помощи формы обратной связи в разделе «Контакты».

Как предотвратить дорожные повреждения?

Предотвращение разрушений асфальтобетонных покрытий включает в себя комплексные меры устранения проблемных участков трассы. Своевременное выявление повреждений позволит предотвратить дальнейшее образование выбоин, разломов и улучшит прочностные характеристики асфальтного полотна.

Методы борьбы с повреждениями позволяют поддерживать нужные транспортные и эксплуатационные показатели трассы, сохраняют целостность конструкции и покрытия, а также увеличивают продолжительность срока службы автомобильной поверхности. К этим методам относятся:

  • Использование новейших материалов, оборудования и технологии для укладки асфальта на автомобильные трассы. Используются полимерные смеси, которые добавляют в раствор на этапе его изготовления, которые необходимы для увеличения теплоустойчивости в жаркое время года, когда покрытие поддается воздействию прямых солнечных лучей и высоким температурам. Полимеры в асфальтной смеси уменьшают образование трещин в период низких температур воздуха, и предотвращают образование выбоин в процессе использования трассы.
  • В процессе устройства дорожного покрытия следует придерживаться всех правил и требований по установке автомобильной трассы: проводить тщательное уплотнение грунта и асфальтной смеси, добавлять в раствор вяжущий компонент-битум в требуемых пропорциях, чтобы обеспечилась нужная адгезия и улучшилась шероховатость покрытия.
  • Для избежания образования дорожных повреждений важно проводить ремонт не только по надобности, но и в целях профилактики. Несвоевременное проведение работ ухудшает состояние дорожного полотна и приводит к увеличению затрат для придания автомобильным покрытиям стандартного состояния. Запоздалый ремонт полотна приводит к использованию более усиленных толстых слоев дорожного покрытия и больших затрат на ремонтирование дорожной одежды.

Вернуться к оглавлению

Деформации дорожного покрытия

На прочность и долговечность готового полотна огромное влияние имеет водно-тепловой режим. При обустройстве дорог на глинистых типах почв, характеризуемых неравномерной увлажненностью, возможно возникновение нескольких проблем: пучение грунта и обрушение края.

Пучение грунта

Процесс пучения грунта возникает в случае промерзания и последующего оттаивания почвы. Эта проблема чревата возможным разрушением верхнего покрытия дорожных одежд. Минимизировать проявления пучения, характерные для чрезмерно увлажненных почв, или полностью устранить их можно, если использовать комплекс мер:

  • Обустроить дренирующий слой с использованием геоткани и других материалов.
  • Сделать теплоизоляционный слой, который позволит предотвратить или минимизировать промерзание почвы.

Обрушение края

Обрушение края также является характерной проблемой для излишне увлажненных почв. Такая проблема появляется при постепенном вымывании грунта. Чтобы избежать таких негативных проявлений, требуется стабилизировать степень увлажненности грунта. Для этих целей обустраивают дренажную систему, при помощи которых излишки влаги удаляются из почвы при помощи водоотводных труб, заложенных ниже уровня промерзания земляного слоя.

Нужно отметить, что деформации дорожного полотна возможны не только в случае чрезмерной увлажненности почв или при нарушении технологии, но и при использовании некачественных материалов. Надежное оборудование для строительства и ремонта дорог, а также полный спектр качественных материалов предлагает компания «РР-СИСТЕМС».

Благодаря наличию собственного производства мы контролируем качество каждой товарной позиции и внимательно следим за тем, чтобы эксплуатационные параметры техники и материалов в полной мере соответствовали принятым нормам. Оформить заказ в компании «РР-СИСТЕМС» можно по телефону или через интернет-магазин с доставкой товаров в любой регион РФ.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×