А время ли асфальту | Технология холодного асфальта
На территории России снег лежит 6-7 месяцев, а дороги нуждаются в ремонте не зависимо от поры года. Технология укладки асфальта в зимний период с применением литого асфальта, позволяет стелить асфальт на снег и в дождливую погоду. В состав смеси входит песок, молотый известняк, гравий и природный битум. Когда рабочая температура составляет 180 градусов Цельсия, литой асфальт принимает форму горячей пластичной массы черного цвета. Технология производства такого материала применяет каучук и целлюлозу, что повышает качество средства.
Укладка асфальта в зимний период, строительные нормы и правила предусматривают использование различных пластификаторов и отвердителей. Средства используются, чтобы смесь не замерзала при больших минусовых температурах и обладала повышенной текучестью. Такой способ позволяет заделывать ямы, когда в них находятся грязь, вода, снег, лед. Ложиться асфальт при отрицательных температурах с использованием холодных смесей. Такая технология укладки асфальта в дождь и снег широко используется в таких сферах применения — точечный ремонт трасс и магистралей.
Подготовительные работы
Технология укладки асфальта обязательно включает в себя создание плана и проведение необходимых замеров.
Нанесите на бумагу в схематичном изображении все места на участке, где планируется укладка асфальта, включая подземные коммуникации, если таковые имеются. Прикиньте высоту асфальтового покрытия. Толщина слоя зависит от интенсивности эксплуатационных нагрузок. К примеру, для подъездного пути оптимальным считается слой 7 см и больше. Для пешеходных дорожек и садовых тропинок, около 4 см. На основании этих данных, рассчитайте необходимое количество материала.
Спроектируйте дренажную систему, чтобы во время дождя на полотне не образовывались лужи.
Последовательность выполнения ямочного ремонта
Выполнение ремонтных работ асфальтного покрытия производится в следующем порядке:
- Анализ состояния слоя дороги, глубины выбоины.
- Разметка границ образовавшейся ямы. Вокруг выбоины рисуют прямые линии. Если дефектные участки находятся недалеко друг от друга, объединяют одним периметром.
- С помощью фрезы и отбойного молотка по очерченному контуру делается вертикальное углубление, не менее толщины слоя покрытия.
- Затем удаляется повреждённый асфальт и мусор.
- Участок обрабатывается битумом или полимерной эмульсией.
- Выполняется укладка смеси битума и мелкофракционного щебня.
- Нанесение финишного слоя в виде битумного покрытия.
Ямочный ремонт приходится проводить для разных видов дорог. Поток автомобильной техники по магистрали не прекращается, перекрывается движение только на ремонтируемом участке. Для этого выставляются предупредительные знаки.
Работы следует проводить в сухую погоду. Но не всегда дорожникам погода позволяет соблюдать все требования. Порядок действий написан в ГОСТ «Автомобильные дороги и улицы».
Технология укладки холодного асфальта
По сути, технология укладки холодного асфальта ничем не отличается от укладки горячего асфальта.
Весь процесс можно разделить на следующие этапы:
- Подготовительные работы включают в себя очистку основания от грязи и мусора. В случае с холодным асфальтом, основанием, чаще всего, служит яма или выбоина на дороге. Очищается такая яма ручным методом.
- Укладка осуществляется тоже с помощью ручного инструмента. С полиэтиленового мешка высыпается и разравнивается. В случае, если было высыпано асфальта больше чем нужно, остатки можно собрать и поместить обратно в полиэтиленовый мешок.
- Уплотнение осуществляется с помощью трамбовок, виброплит, или катков. Уплотнения является обязательным фактором. Неуплотненный асфальт, особенно холодный, разрушится очень быстро, поскольку он будет иметь пористую структуру, и в него будет просачиваться вода.
Сравнительная стоимость дорог в России и за рубежом
Некоторые дорожные работы в России по цене в разы превышают стоимость дорог за рубежом. Первое в этом списке — земля, которую нужно выкупить у собственников. В России она обычно включается в стоимость проекта, а в Европе — нет. При этом затраты на отвод земли в России составляют 6–7 % от стоимости проекта, в Московской области — 30 %, а в Москве — до 70 %. Многие заблаговременно скупают прилегающую к будущей трассе землю и затем втридорога продают государству.
Следующее по дороговизне — стоимость проектирования. В России фактически отсутствуют типовые проекты дорог, поэтому каждую новую дорогу приходится проектировать заново. Затем проект отправляется на госэкспертизу, пройти которую с первого раза почти невозможно. Повторная же экспертиза стоит до 70 % от первоначальной — и это без учёта стоимости доработки проекта.
И третье — доставка материалов. Качественный песок и щебень часто приходится возить за десятки, а то и сотни километров. Простой пример: при строительстве некоторых тоннелей в олимпийском Сочи использовалась отделка, произведённая в Красноярске. С доставкой за пять тысяч километров.
В итоге неудивительно, что строительство дороги Адлер – Красная Поляна обошлось в 285 млрд рублей — дороже зарубежных аналогов в 1,9 раза. В Европе стоимость прокладки одного километра туннеля в горном массиве составляет около $70 млн.
Единственное, из-за чего дорога в России может быть дешевле европейской — это более тонкая дорожная одежда, рассчитанная на меньший срок службы. В Германии толщина верхнего слоя асфальта должна быть 22 см. В России — 8 см. Всё это сказывается на сроке эксплуатации. Кроме этого, если качество используемого асфальта проверить можно, то количество песка и щебня — нет. Поэтому дорожники пользуются этим: хочешь, положи меньше материала, хочешь — укажи в документах дальность доставки необходимого песка 200 км, а привези обычный, из ближайшего карьера.
О хороших дорогах россиянам остаётся лишь мечтать или же строить их по контрактам жизненного цикла, чтобы подрядчик сам обслуживал построенную дорогу и в случае плохой укладки платил штрафы.
Укладка холодного асфальта
Есть два принципа укладки асфальта.
Один из них – укладка холодного асфальта при ремонте дороги.
Главное хорошо утрамбовать асфальт. Тогда он будет плотным.
Когда делается ремонт, после укладки такого асфальта, можно возобновить движение.
Такая технология укладки асфальта очень легка в эксплуатации, не требует много усилий и времени. Еще одним преимуществом холодной укладки есть то, что делать ее можно и в таких экстремальных погодных условиях, как снег или дождь. А можно делать укладку и при температурах 50-60 градусов тепла.
Соответственно, территориальные границы и сезон ремонта дорожных покрытий можно расширить до круглогодичного.
Сначала надо определится с целью ремонта и выбрать объект.
Чтобы повысить пластичность холодного асфальта в холодных погодных условиях, его основание надо подогреть. Это не требуется, но может облегчить укладку.
Высыпать асфальт из тары надо таким образом, чтобы он заполнил как можно больше ремонтируемой поверхности.
Дальше надо разровнять асфальт равномерно по поверхности, которая ремонтируется.
Примерно на 1 сантиметр смесь должна заходить на край поверхности. Если ремонтируемая поверхность составляет больше пяти сантиметров, то укладывать холодный асфальт лучше в два слоя.
Далее требуется утрамбовка асфальта до твердого состояния и добавление еще асфальта при сильном уплотнении. Уплотнение асфальта на проезжей части будет еще и за счет транспортного движения и давления автомобилей.
В результате полученное твердое основание будет готово к эксплуатации.
Выход есть
Проблема наших дорог вовсе не в «плохом» климате, как это пытаются преподнести чиновники, а в банальной халатности, бюрократии и жажде личной наживы. Несвоевременно выделенные средства из бюджета, задержки производства необходимых материалов, недобросовестные подрядчики – и не видать нам хороших дорог! В последнее время, правда, наметилась тенденция привлекать к капитальному ремонту дорожной инфраструктуры иностранные компании, готовые не только качественно выполнять свою работу, соблюдая все технологические нормы, но и брать на себя гарантийные обязательства. С точки зрения развития внутренней экономики это, наверное, не очень хорошо, однако с позиции здравого смысла иного выхода нет. Если местные компании не хотят работать на совесть, деньги уйдут за границу. Таков закон рынка.
Технология и схема укладки
Технология укладки асфальтовой смеси четко распределяет общие этапы работы:
- подготовка места для работы;
- укладка песчано-щебеночного слоя (подушки);
- выкладка асфальтовой смеси крупной фракции (применяются такие марки, как К3-10, К3-7);
- уплотнение покрытия.
Дорожное полотно состоит из таких слоев (снизу-вверх):
- земляное уплотненное полотно;
- слой геотекстиля, исключающего проникновение влаги и защищающего от прорастания корней растений сквозь полотно;
- песчаная подушка слоем до 30 см;
- дренирующий слой, стойкий к заморозкам;
- фракционный жесткий заполнитель с высотой 30-40 см;
- асфальтовая смесь в 2-3 слоя в зависимости от назначения дорожного полотна и предполагаемых нагрузок (каждый слой имеет высоту в 5-9 см).
Укладка асфальта при отрицательных температурах осуществляется с использованием холодных смесей. Это полимерный асфальт, модифицированный при помощи специальных добавок, которые придают ему пластичность, устойчивость к заморозкам. Согласно существующей технологии, при использовании такого состава обязательным является добавление битумных сгустителей. Сегодня используются два типа холодных смесей: песчаная и мелкозернистая, фракции – 10-15 мм и 5 мм.
Такая технология позволяет создать легкое в эксплуатации, прочное покрытие, устойчивое к самым экстремальным погодным условиям. Несмотря на высокую стоимость работ, холодные модифицированные смеси используются все чаще по многим причинам. Одной из них является быстрая и качественная укладка асфальта в дождь, снег или при температуре до +60 градусов, что с другими типами смесей просто невозможно.
Сфера применения такой технологии достаточно обширная, она включает в себя:
- выполнение точечного ремонта трасс и магистралей;
- покрытия, примыкающие к рельсам;
- превентивные меры при дорожно-ремонтных работах;
- устройство покрытий для автостоянок, подъездных путей;
- формирование отмостки и во многих других случаях.
Перед началом работ необходима тщательная подготовка поверхности, очистка от мусора, грязи или снега, излишков влаги. Так как укладка асфальта в снег или дождь проводится при неблагоприятных условиях и резких температурных скачках, необходимо не только традиционное оборудование, но и механизмы контроля температуры.
Технология укладки холодного асфальта в дождь, снег
Можно ли класть асфальт в дождь или снег?
Класть асфальт после дождя или снега можно, если предварительно подготовить поверхность к работам и она будет сухой, сообщил корреспонденту ИА «Амител» заместитель заведующего кафедрой организации и безопасности дорожного движения АлтГТУ Сергей Павлов.
«После осадков дорогу нужно обязательно убрать щетками. Также есть специальные инфракрасные разогреватели, которые предназначены для разогрева швов. Их также используют для подготовки поверхности, но стоит заметить, что у них низкая производительность. Иногда применяют авиационные двигатели, установленные на трактор. Они большим потоком разогретого воздуха делают поверхность пригодной для работ», — пояснил Павлов.
Читайте также: Дорожники в Камне-на-Оби укладывают асфальт прямо на снег. Видео
Однако если горячий асфальтобетон кладут прямо в снег или дождь, это является грубейшим нарушением норм. Он должен укладываться при температуре выше +10 градусов и обязательно в сухую погоду. Это необходимо для обеспечения лучшего сцепления нижнего и верхнего слоев. Битум на воду плохо прилипает.
Быстрый износ
Снег — это осадки с отрицательной температурой, и они сразу охлаждают нижний слой битума. Он замерзает, и его труднее укатывать. Если на этом этапе работы в асфальте останется большое количество пор, под действием колес автотранспортных средств дорога будет укатываться и образуется колея. Туда может попадать вода, которая впоследствии будет замерзать, и асфальт будет быстрее разрушаться.
«Также большой проблемой для России сегодня является некачественный битум. Летом он должен при температуре 60-70 градусов быть достаточно прочным. Если вещество будет излишне мягким, следом идущий грузовик просто выдавит его из-под колес. Зимой битум замерзает и становится более хрупким. У него должны быть хорошие свойства при -50 и +50 градусов. А это сложно обеспечить», — пояснил Павлов.
Также бедой дорог признаны тяжеловесные автомобили. Легоквушки практически не влияют на состояние полотна, а вот большегрузы за несколько сезонов могу просто его «убить». Как пояснил собеседник агентства, дорога рассчитывается на определенную нагрузку. Если эта нагрузка превышается, конструкция не выдерживает и разрушается.
Гарантии
После укладки каждого слоя дорожного полотна должен производиться контроль, отметил Павлов. Составляется акт освидетельствования, под ним ставятся подписи ответственных лиц. Напомним, что заказчиком дорог в регионе выступает либо Алтайавтодор, либо муниципалитеты.
«На дороги дается гарантия, на сколько лет — прописывается в каждом отдельном договоре. Изначально этот момент оговаривается в условиях аукциона на оказание подобных услуг. Вся эта информация содержится на сайте госзакупок», — сказал Павлов.
Стоимость одного километра дороги находится в диапазоне от 10 до 300 миллионов. Например, четырехполосная трасса, проходящая в горной местности, будет дороже аналогичной дороги в степи.
Слоеный пирог
Компоненты асфальтобетона: щебень, песок, минеральный порошок и битум. Для того чтобы битум размешать, его необходимо подогреть. На асфальтобетонных заводах его нагревают до температуры +180 градусов. В бункер асфальтоукладчика сырье попадает при температуре +140. +160 градусов. Если температура будет ниже 110 градусов, битум начинает застывать и его уже не разровняешь, в результате качественной такая дорога вряд ли будет.
Чем быстрее по дорожному полотну пройдет следующий асфальтоукладчик и чем выше температура смеси, тем лучше будет сцепление между слоями. Асфальтобетон укладывается так: сначала кладется крупнозернистый слой, затем мелозернистый. Дорога чем-то напоминает слоеный пирог. Дорогу сразу большой толщины делать нельзя, так как ее будет невозможно уплотнить катками и в ней останутся поры.
«Количество слоев в дорожном покрытии рассчитывается в каждом случае отдельно. Обычно она состоит из двух-трех слоев. Этим занимаются проектировщики, которые прикидывают 15-20-летнюю перспективу в зависимости от интенсивности и состава движения», — рассказал Павлов.
Собеседник агентства отметил, что сегодня существует множество классификаций асфальтового покрытия. Но чаще всего в Алтайском крае кладут именно горячий асфальтобетон. Новые технологии применяются в основном при укладке верхнего слоя. Такие новшества, как новочип и поверхностная обработка, увеличивают срок эксплуатации дорожного полотна. Укладки холодного асфальта применяют на неответственных конструкциях с малой нагрузкой или при ямочном ремонте.