Termokings.ru

Домашний Мастер
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Всё об асфальтировании / Справочник / Битум

Битум — природное или искусственное органическое вещество, представляющее собой смесь высокомолекуляр-ных углеводородов и их неметаллических производных. Основной химический состав битума: углерод (70–87 %), водород (8–12 %), сера (0,5–7 %), кислород (0,2–12 %) и от 0 до 2 % азота.

Представляет собой твердое или вязкожидкое вещество от темно-бурого до черного цвета, не растворимое в воде, полностью или частично растворимое в бензоле, хлороформе, сероуглероде и других органических растворителях c плотностью 0,95–1,50 г/см 3 , плавящееся при нагревании и обладающее пластичными вяжущими свойствами.

В качестве популярного строительного и гидроизоляционного материала природный битум использовался еще с древних времен, но тогда битумом называли твердые и вязкие производные нефти — нефтяную мальту и асфальт. В настоящее время различные виды битумов нашли свое применение в дорожно-строительной отрасли (75–80 % от общей доли потребления битума), литейном и электрохимическом производстве, медицине, производстве лакокрасочных изделий и кабельной продукции, изготовлении кровельных материалов.

Основная технологическая ценность битума заключается в его электро-, газо-, гидроизолирующих, вяжущих и защитных свойствах. Химическая стойкость битума к коррозии различных строительных материалов обусловила его широкое применение для защиты железобетонных конструкций, металлических труб, гидроизоляции фундаментов, в производстве асфальтобетонных смесей для асфальтирования дорог, кровельных и гидроизоляционных материалов, герметезирующих мастик и др.

Классификация битумов

По происхождению

  • Природные битумы — представляют собой твердые вещества или вязкие жидкости. Являются составной частью горючих ископаемых, к которым относятся естественные производные природной нефти, образующиеся при нарушении консервации ее залежей в результате химического и биохимического окисления (полимеризации) — асфальты, кериты, мальты, озокериты и др. Добычу проводят преимущественно карьерным и шахтным способом из битуминозных песчаников, известняков и доломитов. Природные битумы почти не содержат парафина и, в отличие от нефтяных, имеют в своем составе больше минеральных веществ. Природные битумы являются наиболее устойчивыми к атмосферным и химическим воздействиям. В чистом виде встречаются крайне редко.
  • Искусственные (технические) битумы — продукт переработки нефти, каменного угля или торфа. Технический битум получают в основном из остатков переработки нефти, очистки масел, каменноугольной смолы, а также путем экстракции из торфа и бурого угля. К наиболее ценным битумам относятся те, которые имеют в своем составе большое количество парафинов (одно из немногих соединений выделяемых из битума в относительно чистом виде). На долю искусственных нефтяных битумов приходится свыше 90 % от общего объема потребляемых в различных отраслях битумов.

По типу исходного сырья

  • Торфяные битумы — выделяют из торфа с помощью органических растворителей или их смесей. Торфяные битумы применяются в литейной промышленности, при производстве пластмассовых изделий и бытовой техники, а также в медицине.
  • Угольные битумы — продукт получаемый из некоторых видов угля с помощью органических растворителей. Основной практической ценностью получения угольного битума является дальнейшее выделение воска и смол. Смо́лы используются при производстве клеев и лакокрасочных изделий. В дорожно-строительной отрасли угольные битумы используются только после дополнительной обработки, т. к. имеют повышенную канцерогенность (могут применяться при приготовлении смесей для асфальтировки, при производстве битумных эмульсий).
  • Нефтяные битумы — продукт переработки нефти.
    • Остаточные — получают путем атмосферно-вакуумной перегонки тяжелых нефтяных остатков (после отгонки из нефти бензина, керосина и части масел) при 300–359 °С;
    • Окисленные — получают путем окисления (продувкой воздухом) продуктов переработки нефти или их смеси с различными экстрактами, смолами или другими тяжелыми полупродуктами нефтепереработки при температуре 260–280 °С;
    • Компаундированные — получают путем смешения между собой различных окисленных и остаточных битумов, а также других нефтяных остатков и полупродуктов, образующихся при перегонке нефти;
    • Крекинговые — получают путем расщепления при высокой температуре и высоком давлении нефти и нефтяных масел;
    • Экстрактные — получают путем очистки смазочных масел посредством избирательного растворения, выделения парафинов и осаждением асфальтенов.

    Нефтяные битумы применяются в основном в строительной отрасли: производство асфальтовых смесей для асфальтирования дорог, гидроизоляция строительных конструкций и элементов, производство кровельных материалов, производство лакокрасочных и изоляционных материалов.

По консистенции

  • Твердые битумы — продукты, извлекаемые из торфа и бурого угля с помощью органических растворителей. Твердые битумы классифицируются по 3 группам:
    • Хрупкие
    • Высокопластичные
    • Пластичные
  • Вязкие битумы
  • Жидкие битумы — получают путем смешения вязкого битума с разжижителями (поэтому его часто называют «разжиженным»). Свойства такого битума в значительной степени определяются свойствами используемого разжижителя (керосин, бензин, лигроин, смолистые нефти, мазут и др.). В свою очередь жидкие битумы разделяются на 2 типа в зависимости от скорости загустевания:
    • Среднегустеющие жидкие битумы (СГ)
    • Медленногустеющие жидкие битумы (МГ и МГО)

По назначению

  • Дорожные битумы — используются при производстве холодных и горячих асфальтобетонных смесей (доля битума в смеси — от 4 до 10 %), битумных эмульсий, дорожных мастик и других материалов. В дальнейшем все полученные битумные материалы применяются при асфальтировании, ремонте и строительстве автомобильных дорог и аэродромных покрытий.
  • Кровельные битумы — разделяются на покровные и пропиточные. Покровные используются при производстве кровельных битумных материалов (рубероид, битумная черепица, пергамин и др.), пропиточные для обработки кровельных покрытий и конструкций из других материалов.
  • Изоляционные битумы — используются при производстве гидроизоляционных материалов (битумная мастика, гидроизол, металлоизол, стеклоизол).
  • Общестроительные битумы — применяются при выполнении ремонтно-строительных работ, с целью гидроизоляции фундаментов зданий и сооружений.
  • Битумы специального назначения — используются при производстве лакокрасочной, шинной (высокоплавкие битумные мягчители — рубраксы) и электротехнической продукции.

Основные характеристики битума

Характеристики битума определяются соотношением его составных частей: различных масел, смол и асфальтенов. Повышенное содержание асфальтенов и смол приводит к возрастанию твердости и температуры размягчения битума, повышенное содержание масел увеличивает мягкость и легкоплавкость битумной массы.

  • Дуктильность (растяжимость) — показатель пластичности битума, определяющий его способность давать нить определенной длины при растягивании (определяется максимальной длиной нити, в которую битум может растянуться без разрыва при 25 °C). Дуктильность битума определяют на специальном приборе — дуктилометре.
  • Пенетрация — условная величина, которая характеризует вязкость и твердость битума. Определяется глубиной проникания специальной стальной иглы в слой битума за 5 секунд с силой 1 Н.
  • Термостабильность — характеризует температуру размягчения битумной массы, вспышки и перехода битума в хрупкое состояние. В дорожном строительстве именно термостабильность битума является самым важным его показателем, поскольку непосредственно влияет на долговечность асфальтобетонного дорожного покрытия устроенного из битумосодержащих асфальтирующих смесей.

Маркировка популярных видов битума

Марка битума определяется в зависимости от его назначения с учетом параметров твердости, температуры размягчения и показателя растяжимости. Первая цифра маркировки обозначает температуру размягчения битума, вторая цифра определяет его пенетрацию (то есть твердость в застывшем состоянии).

  • Дорожные нефтяные вязкие битумы — БНД 200/300, БН 200/300, БНД 130/200, БН 130/200, БНД 90/130, БН 90/130, БНД 60/90, БН 60/90, БНД 40/60
    • БНД 60/90 — применяется для обработки щебеночных дорожных оснований
    • БНД 90/130 — применяется для производства горячих асфальтобетонных смесей
  • Дорожные нефтяные вязкие битумы (улучшенные) — БНД-У 100/130, БНД-У 70/100, БНД-У 50/70 (предназначены для приготовления горячих асфальтобетонных смесей применяемых при асфальтировании и строительстве автомобильных дорог)
  • Дорожные нефтяные жидкие битумы — СГ 40/70, СГ 70/130, СГ 130/200, МГ 40/70, МГ 70/130, МГ 130/200, МГО 40/70, МГО 70/130, МГО 130/200
  • Строительные нефтяные битумы — БН 50/50, БН 70/30, БН 90/10
  • Кровельные нефтяные битумы — БНК 40/180, БНК 45/180, БНК 45/190, БНК 90/30, БНК 90/40
  • Изоляционные нефтяные битумы — БНИ-IV-3, БНИ-IV, БНИ-V

Описание материала

Битумы могут быть не столько естественными веществами природного происхождения, сколько и искусственными, что добывают при обработке продуктов нефтяной породы. Что касается естественных, то они по большей части распространены как отдельно взятые образования или добываются путем обработки горной породы. Кроме того, к ним относят дегтевые ресурсы, добывающиеся путем трансформации топлива в твердой породе, используя сложное и высокотехнологическое оборудование.

Незначительная часть битумов добывается в практически готовом виде, хотя основной способ получения основан на переработке тяжелых нефтяных остатков. При добыче ископаемого материала применяют комплексное физическое воздействие на битуминозную породу.

Как правило, можно определить ряд мастик или веществ, изготавливаемых на основе битумных материалов:

  1. Битумы. Данные материалы из нефтяных продуктов или смесей нефтяных или естественных битумов;
  2. Дегтевые. По большей части состоят из масел, мастик или пеков;
  3. Битумы смешанного вида. Продукты, которые добываются путем воздействия кислорода на нефтяные породы;
  4. Дегте-, битумнополимерные. Сплавы, в состав которых входят дегтевые вещества, полимеры и нефтяные битумы.

Фото строительно битума

Области применения и особенности эксплуатации

Битумные вещества и нефтяные элементы получили широчайшее распространение в строительстве и производстве стройматериалов. Что касается дегтевых продуктов, то их применение имеет несколько ограниченные рамки, поскольку они используются для изготовления различных химических продуктов.

Более того, сами дегтевые вещества и элементы, изготовленные с их использованием, быстро теряют свои эксплуатационные характеристики под влиянием различных внешних природных факторов, вроде воздействия кислорода, солнечных лучей или влажности.

Гидро-КС: мы продаем все для гидроизоляции

Оставьте запрос — мы подберем оборудование и расходники, и поможем советом

Гидроизоляция фундамента сейчас практически всегда производится битумной мастикой. В обычных условиях гидроизоляция фундаментов жилых домов как правило состоит из двух слоев рубероида и битумной мастики. С внешней стороны фундамент также обрабатывается битумной мастикой, особенно тщательно прорабатываются швы.

Гидроизоляция фундаментов, кровель, других элементов здания проведенная с применением битумной мастики обеспечивает зданию долговечность, защищает от сырости.

В зависимости от состава битумной гидроизоляции различают обычные битумные мастики и битумно-полимерные, которые применяется не только в качестве клея или герметика, но и для создания сплошного смоляного покрытия бетонной основы. Битумная кровельная мастика применяется для ремонта или восстановления механических повреждений кровельного слоя, герметизации мест стыка кровли и стены, фасонных частей, сопряжений вертикальной и горизонтальной плоскости.

Популярная в строительстве битумная гидроизоляция, как правило, осуществляется методом окрасочной или оклеечной гидроизоляции.
Метод окрасочной изоляции достаточно прост в исполнении: битумная мастика наносится в два–три слоя на обработанную (очищенную, высушенную и загрунтованную) поверхность.

Гидроизоляция битумными мастиками обеспечивается путем нанесения их на поверхности вручную или механизированным способом с использованием специальных насосов, что существенно ускоряет процесс и уменьшает расход материала. В случае оклеечной гидроизоляции толь или рулонный рубероид в несколько слоев приклеиваются с помощью битумной гидроизоляционной мастики на заранее подготовленную поверхность.

Битумная мастика долгое время оставалась одним из самых распространенных способов гидроизоляции . Именно она обеспечивала защиту поверхностей от проникновения влаги, в том числе – грунтовых вод. Битумная мастика выполняла функцию практически универсального искусственно созданного водоотталкивающего барьера на поверхности фундамента, пола, в подвале, на цокольном этаже, в ванной комнате.

Мастика битумная применяется в строительстве и ремонтных работах, для устройства кровли, при гидроизоляции фундаментов и поверхностей конструкций, бассейнов, резервуаров и помещений различного назначения. В битум добавляют компоненты, препятствующие растрескиванию, увеличивающие адгезию с основой, что улучшает гидроизоляцию. Для повышения антикоррозийных свойств покрытия добавляются специальные присадки.

К числу достоинств битумных мастик относятся: устойчивость к воздействиям агрессивных сред, включая ультрафиолетовой излучение, высокие отрицательные и положительные температуры, высокая эластичность, прочность, антикоррозийность, легкость нанесения и однородность структуры.

Однако с недавнего времени в число популярных гидроизоляционных материалов уверенно стала входить полиуретановая мастика. Полиуретан имеет общее с битумом предназначение (гидрозащита) и технику нанесения материала на поверхность. Однако по своим физическим показателям, таким как прочность и эластичность, полиуретановая мастика – безусловный лидер.

Виды битумных составов

По технологическим особенностям использования битумные составы различаются на однокомпонентные, сразу готовые к использованию, и двухкомпонентные составы с добавлением отвердителя. Необходимо сразу использовать однокомпонентную мастику, так как этот материал быстро густеет и высыхает. Двухкомпонентная полимерная мастика имеет большой сок хранения: ее компоненты могут храниться по отдельности до 12 месяцев.

По типу добавок двухкомпонентные мастики различается на:

  • битумно-масляные с минеральными наполнителями – мелом, асбестом, цементом;
  • резино-битумные – дисперсные эмульсии с резиновой крошкой;
  • полимерно-битумные, где в качестве наполнителя используются различные виды полимеров;
  • битумно-латексные, содержащие в качестве связующего материала латекс;
  • битумно-каучуковые, в составе которых присутствует натуральный каучук.

Промышленная мастика битумно–латексная кровельная включает различные модификаторы, существенно меняющие физические свойства этого стройматериала. В частности, для повышения пластичности, в мастику вводят каучук, а для повышения адгезии и морозоустойчивости – густые неорганические масла. Наполнитель служит для экономии основных компонентов, а в ряде случаев – для увеличения прочности и снижения хрупкости после застывания.

По способу нанесения битумные мастики делятся на холодные и горячие. И те, и другие производятся из нефтяных гудронов – тяжелых отходов нефтеперегонной промышленности. Для применения мастика «горячего» типа должна нагреваться до 80-120 градусов. Мастика битумная кровельная горячая используется в качестве состава для соединения листов толи, рубероида и других аналогичных рулонных материалов с битумной пропиткой. Нагрев производится прямо на месте работ.

В связи с быстрым застыванием мастику во время использования необходимо поддерживать в горячем состоянии.

Холодные мастики готовы к использованию при обычной температуре. Повышенная пластичность достигается введением большого количества растворителей и пластификаторов. Удобство использования оборачивается долгим временем застывания — от одного до нескольких дней. Поэтому холодная мастика применяется не для склеивания, а для герметизации и гидрозащиты.

Битумная мастика для гидроизоляции фундамента

Гидроизоляция фундамента битумом – древнейший способ защиты подземных сооружений от воздействия влаги, который и по сей день не теряет своей актуальности. Бесшовный слой битумной мастики позволяет экранировать железобетонные, бетонные, деревянные или любые другие конструкции от негативного воздействия влаги, которая, так или иначе, присутствует в грунте.

Достоинства битумной мастики для проведения работ по гидроизоляции фундамента:

возможность создать бесшовный водонепроницаемый экран;
прекрасная адгезия к любым поверхностям;
высокая скорость работы;
долговечность созданного гидроизоляционного слоя;
можно работать как при высоких, так и при низких температурах воздуха (битумная мастика подбирается исходя из условий работы);
стойкость гидроизоляционного слоя к воздействию агрессивных сред;
доступная цена и удобство транспортировки гидроизоляции

Этапы проведения работ

Для создания эффективного водоупорного слоя можно использовать битумную мастику, требующую предварительного нагрева до 160-180 градусов, мастику на органических растворителях или битумные эмульсии. Горячая мастика после застывания образует эластичный слой гидроизоляции, поэтому ее лучше использовать для поверхностей, не подвергающихся сильным механическим воздействиям. Составы на органических растворителях лучше использовать для внешней гидроизоляции фундамента, обрабатывать фундамент внутри подвала в силу определенных причин рекомендуется битумными эмульсиями на воде.

На первом этапе необходимо рассчитать суммарную площадь поверхности фундамента. Защищать фундамент от влаги нужно со всех сторон – не только со стороны грунта. Чтобы увеличить срок службы гидроизоляционного слоя, можно использовать специальную проникающую гидроизоляцию.

Распространенный вид гидроизоляционной мастики – битумная мастика. Гидроизоляция на ее основе применяется давно, стоит недорого и обеспечивает комплекс качественных работ по приемлемым ценам.

Основой традиционной битумной мастики является смола, в которую добавляются наполнители и модификаторы, увеличивающие ее свойства и характеристики. Битумная мастика – универсальный продукт, который ценится мастерами, а гидроизоляция с ее использованием находит широкое применение.

Битумная мастика для кровли

Кровельная мастика, в сравнении с рулонными материалами на основе битума, имеет ряд преимуществ, главное из которых – образование на поверхности пленки или мембраны, которая абсолютно водонепроницаема. Технические характеристики рулонной и мастичной кровли похожи, но при покрытии крыши мастикой нет никаких швов, что снижает риск протечки до минимума. При этом все мастичные покрытия обладают изложенными ниже свойствами:

Стабильностью в условиях воздействия агрессивных факторов внешней среды;

  • маленьким весом;
  • хорошей эластичностью;
  • достаточно высокой прочностью;
  • невосприимчивостью к коррозии;
  • устойчивостью при воздействии на материал окислителей и ультрафиолетового излучения.

Современные кровельные мастики обладают такими свойствами, как водостойкость, биостойкость и усиленная клеящая способность. Эти материалы с успехом способны применяться на вновь построенных крышах и старых кровельных поверхностях. С их помощью можно наклеить рулонные и гидроизоляционные материалы для кровли, наладить на кровле слой защиты, осуществить антикоррозийную защиту.

Битумный праймер, или грунтовка битумная, – это смесь высококачественных нефтяных битумов, обладающих довольно высокой температурой плавления (около +80°С), и специально подобранных органических растворителей. Состав обладает высокой проникающей способностью и быстро сохнет. Используется для грунтования различных поверхностей, придает им гидрофобные свойства.

Битумный эмульсионный праймер – это водная эмульсия нефтяного битума, предназначенная для огрунтовки бетонного основания и цементно-песчаных стяжек. Материал наносится на основание перед тем, как на него укладывают самоклеящиеся и наплавляемые кровельные, гидроизоляционные материалы.

Изготавливается битумный праймер из высококачественных битумов и органических растворителей. Этот фактор обеспечивает высокую теплостойкость и проникающую способность материала: праймер битумный способен впитываться глубоко в структуру обрабатываемых поверхностей, такое качество обеспечивает долговременный эффект. Праймер битумный отличается также отсутствием липкости и коротким временем высыхания, что делает его идеальным и незаменимым материалом для проклейки гидроизоляции.

Битумный праймер производится в виде концентрата, что позволяет снизить расходы на хранение и транспортировку, а также делает материал более доступным. Кроме того, он отличается качественным сцеплением со склеиваемыми материалами, что позволяет снизить затраты на последующий ремонт и существенно продлить срок службы готового покрытия.

В строительстве битумный праймер решает сразу несколько задач:

обеспечивает необходимый уровень адгезии кровельных материалов, что является одним из обязательных требований для обустройства битумной гидроизоляции;

дополнительно укрепляет основание, связывая мелкие летучие частицы и заполняя небольшие трещины.

ускоряет процесс расплавления финишных материалов, увлажняет поверхность.

Применение битумного праймера обязательно при обустройстве гидроизоляции:

  • фундаментов;
  • междуэтажных перекрытий;
  • подземных конструкций, контактирующих с грунтом;
  • пролетов мостов;
  • плоской кровли;
  • поверхностей металлических трубопроводов;
  • подвальных помещений.

Гидроизоляция должна выбираться в зависимости от типа объекта, от его функциональной нагрузки, от поставленных задач. Технические специалисты Компании «Гидро-КС» подберут для вас профессиональные системы материалов с учетом индивидуальных особенностей вашего объекта. Мастера осуществят профессиональную гидроизоляцию любых объектов с высочайшим уровнем качества и долговечностью результата.

Общество с ограниченной ответственностью Гидро-КС

Юр. адрес: 199155, г. Санкт-Петербург, ул. Уральская, д. 17, корп. 3, пом. 11 Н, оф. 1

Почтовый адрес: 199155, г. Санкт-Петербург, ул. Уральская, д. 17, корп. 3, пом. 11 Н, оф. 1

в ПАО АКБ «АВАНГАРД»

ОКВЭД 43.99, 47.52.79, 46.73.6, 43.99.1

Генеральный директор Матюшенко Дмитрий Викторович

Главный бухгалтер Матюшенко Дмитрий Викторович

Эл. почта: zakaz@g-ks.ru

Что будет после того
как я отправлю заявку?

Наши сотрудники свяжутся с вами по
указанным данным

Рисунок 1. Битумы нефтяные строительные: способы упаковки и хранения

Промышленные битумы нефтяные строительные (кровельные) содержат около 100% битума (золы не более 0,5%). Некоторые природные асфальты также почти полностью состоят из чистого битума, однако обычно в них содержатся еще и примеси, в основном минерального происхождения (тринидадский асфальт содержит в природном состоянии 39%, а после обработки — от 53 до 55% битума). Битум представляет собой коллоидную смесь углеводородных веществ, подразделяющихся на:

  • асфальтены;
  • смолы;
  • масла.

Асфальтены образуют центры, вокруг которых группируются смолы, и эти образования находятся во взвешенном состоянии в масляной фракции. Устойчивость коллоидного раствора и свойства битума, в особенности механические, определяются соотношением асфальтенов, смол и масел.

Дегти в зависимости от вида угля, из которого они получаются, и технологического процесса содержат от 60 до 95% каменноугольной смолы 222. Кроме смолы, в их состав входит от 15 до 40% углеродсодержащих веществ, нерастворимых в сероводороде. Эти вещества определяют коллоидный состав дегтевых масс и их свойства.

Коллоидным составом нефтяных битумов объясняется и явление так называемого течения в холодном состоянии. Под действием тепла нефтяные строительные битумы переходят из твердого состояния в жидкое. Коллоидные связи нарушаются, ядра асфальтенов теряют оболочку смолы, которая переходит в масляную фазу. Такое же явление происходит и при механической нагрузке (прежде всего, при сжатии и растяжении) и без нагревания, когда нарушаются связи коллоидных частиц. Ядра асфальтенов, даже в оболочке смолы, начнут перемещаться и возникает, как уже было сказано, «холодное течение», которое наблюдается на наклонных плоскостях в виде перемещения битумного слоя или битумной ленты.

Нефтяные строительные битумы, изделия из них и их свойства, включая вопросы старения и испытаний, часто становятся предметом обсуждения на многих конференциях и международных симпозиумах.

Битумы абсолютно водонепроницаемы. Этим качеством человек пользуется с каменного века оборудуя кровли, изготавливая посуду, используя, как связующее в строительстве и отделке, применяя при мумификации Морозоустойчивы.

Битумы не критичны к воздействию кислотных, щелочных и солевых растворов, но чувствительны к растворителям на основе бензина, ацетона, бензола.

Для отнесения к тому или иному виду материал подвергают испытанию на: температуру размягчения и хрупкость; растяжимость; вязкость и глубину пенетрации; температуру вспышки, степень прилипания к поверхности металла и прочие.

Плотность битума определяют специальным прибором — пикнометром для твердых и сыпучих материалов согласно

битума определяют согласно методике изложенной в битума исследуется аппаратом дуктилометр в соответствии

Битумы не растворяются в воде, но способны растворяться в органических растворителях. Они относятся к аморфным веществам, так как обладают свойствами жидкости в твердом состоянии. Структура отличается высокой плотностью и не имеет пор, потому материал абсолютно водонепроницаем и устойчив к воздействию низких температур.

К основным характеристикам битумов относятся:

— температура, при которой начинается размягчение материала;

— температура, при которой материал становится хрупким;

— вязкость, измеренная при определенных условиях.

О свойствах битума говорит его маркировка, где первая цифра — это температура размягчения, а вторая — величина глубины пенетрации, то есть вязкость. Например, БН 90/10 — это битум нефтяной, который начинает размягчаться при 90℃ с показателем вязкости 10.

В зависимости от характеристик материала определяется его область применения. Все битумы подразделяются на следующие виды.

Строительный

При производстве этого материала происходит окисление продуктов перегонки нефти с последующим соединением с экстрактами, полученными в процессе получения масла, и асфальтом. Температура воспламенения составляет 368℃, а температура вспышки находится в пределах 220-240℃. Строительный битум применяется в качестве гидроизолятора, способного эффективно защитить элементы зданий и сооружений от влаги.

Дорожный

Материал бывает вязким или жидким, но вне зависимости от консистенции он горюч. Температура вспышки битума в жидком виде составляет 65-120℃, а для вязкого этот показатель равен 220℃ и более. Самовоспламенение вязкой модификации происходит при 368℃, а жидкой — при 300℃.

С использованием дорожного битума выполняется ремонт и прокладка дорог. Вязкая модификация предназначена для проведения работ только при положительных температурах окружающей среды. Материал в жидком состоянии более универсален, и сохраняет свои технологические свойства при отрицательных значениях температуры воздуха. Для изготовления жидкого битума применяют растворители, которые добавляются в вязкий.

С помощью жидкого битума устраиваются облегченные дороги и делают основание при строительстве капитальных автотрасс. Вязкий материал используется при проведении ремонтных и строительных работ покрытия аэродромов и автомобильных дорог. Кроме этого, он служит для получения асфальтобетонных смесей.

Кровельный

Способ получения этого материала аналогичен технологии производства строительного битума. Температура вспышки этого вещества составляет 240℃, а самовоспламенение происходит при 300℃. Из кровельного битума изготавливают кровельные материалы. С его помощью осуществляют пропитку при создании покровного слоя.

Модифицированный

Для придания строительному материалу определенных свойств в него вводятся добавки — модификаторы: резина, изотактический и атактический полипропилен, стирол-бутадиен-стирол. С использованием модифицированного битума изготавливают полимерно-битумные материалы, которые отличаются стойкостью к температурному воздействию, эластичностью и адгезионными характеристиками.

Маркировка

Большое разнообразие битумов привело к необходимости к разделению материала на группы. Так появилась маркировка строительного вещества. Она включает в себя происхождение и назначение материала, температуру его нагрева и пенетрации. Рассмотрим пример БНК 90/30:

  • БНК – битум нефтяной кровельный;
  • 90 – оптимальная температура нагрева твердого вещества для плавления;
  • 30 – величина пенетрации, то есть размер проникновения иглы пенетрометра в битум при 25°С в мм.

Битум нефтяной общего назначения

Марки битума строительного, который используют для гидроизоляции конструкций обмазочным методом – БН 50/50, БН 70/30, БН 90/10. Стоит отметить: чем выше числитель дроби-обозначения, то есть температура размягчения, тем ниже пенетрация.

Подвид строительного битума – изоляционный: БНИ-IV-3, БНИ-IV. Таким обрабатывают подземные трубопроводы для защиты их от коррозии.

Удельный вес битума – 0,95…1,50 г/см3.

Битум кровельный

Рулонные материалы (рубероид, рубемаст, еврорубероид и другие), мягкая черепица шинглас изготавливают из кровельного битума марок:

  • БНК 90/30 используют для покрытия кровли, организации финишного слоя;
  • БНК 40/180 подходит для пропитывания поверхностей с целью гидроизоляции;
  • БНК 45/190 служит материалом для изготовления кровельных материалов.

Температура плавления битума у кровельной разновидности материала небольшая, она не обязательно пропорциональна твердости покрова. Для данного типа важна пластичность листа, которую обеспечит полотно именно с мягкой текстурой.

Дорожный битум

В группу дорожных битумов входят несколько разновидностей материала по марке. Основное их отличие – климатическая зона, ведь дороги – это ответственные коммуникации. Рассматривая регионы, определяют максимальные и минимальные температуры:

  • Для регионов с низкими температурами, зимой редко поднимающимися выше -20°С выбирают битумы марок БНД 90/130, БНД 130/200, БНД 200/300.
  • Для умеренной зимы -20…-10°С подходят марки БНД 60/90 и ранее перечисленные 90/130, 130/200, 200/300.
  • На местности с температурами зимой в пределах -10…-5°С дорожное полотно укладывают с применением битума БНД 40/60, БН 90/130, БН 130/200, БН 200/300.
  • Для теплых регионов со средней температурой зимой +5°С применяют углеводороды марок БНД 40/60, БН 90/130, БН 130/200, БН 200/300 и ранее перечисленные.

Химический состав битума

Элементарный анализ органической части битумных веществ показывает, что содержание основных элементов — углерода и водорода— колеблется в следующих пределах: С — от 80 до 95% и Н — в редких случаях выше 12—13%. Такое высокое содержание углерода позволяет значительной части его под влиянием различных темппеатурных воздействий (как в природе, так и при искусственном их получении) высвобождаться до свободного с переходом в коллоидальное состояние; этим и объясняется черный цвет.

Подтверждением того, что битум представляют стабилизованные коллоидные системы, служат броуновское движение и тиндалев эффект, которые всегда свободно наблюдаются в разбавленных растворах. Кроме того при перегонке битума в дестиллатах никогда не обнаруживается даже следов асфальтовых или углеподобных веществ.

Коллоидные частицы углерода являются таким образом диофобной фазой системы, а защитной — лиофильной — органической средой им служат высокомолекулярные вещества, относящиеся главным образом к группе смол. Большее или меньшее содержание серы, азота и кислорода зависит от содержания производных, включающих эти элементы, что в свою очередь зависит как от происхождения битума, так и от способов их изготовления.

Так например, каменноугольные пеки, пеки древесных пород и жирных кислот серы практически не содержат; битумы же из кислых гудронов, природные битумы, асфальтиты и др. содержат ее от следов до 6% и выше. Содержание кислорода редко превышает 5% и азота — 2%.

Все практически применяемые битумы обычно содержат также и некоторое количество минеральных примесей. У природных — примеси состоят главным образом из песка, глины, известняков, доломитов, гипса, железистых минералов и др. Иногда встречаются также и примеси редких элементов.

Классификация битума приведена

Мазуты или дорожные масла для применения в холодном или подогретом состоянии

Остаточные асфальтовые битумы, полученные из мазутов прямой перегонки

Остаточные асфальтовые битумы, полученные из крекинг-мазутов

Окисленные или продутые асфальтовые битумы, полученные из гудронов окислением или полимеризацией или сочетанием обоих методов

Битумы, полученные из кислых гудронов

Горная смола, мальта и пр.

Извлеченные из асфальтовых пород и асфальтов

Тринидадский, бермудедкий, маракаибо и т. п.

Искусственные смеси — асфальтовая мастика и т. п.

Встречающиеся в природе асфальтовые известняки, доломиты, песчаники и пески

Измельченные асфальтовые известняки, доломиты, песчаники и пески

Составленные (из масла или дегтя и пека)

Некоторые из примесей находятся в виде коллоидальных частиц, суспензированных в битумных веществах. Так асфальт Тринидадского озера характеризуется наличием коллоидальной глины и кремнезема. Битумы искусственные обычно содержат соли металлов той аппаратуры, в которой производилась их выработка (очистка, перегонка или окисление). Содержание минеральных примесей в природных битумах может колебаться от десятых долей процента (как например у гильеонитов) до нескольких десятков (асфальт тринидадский и др.).

Виды битумных мастик по методу нанесения

Все реже в строительстве используют обычные битумные мастики, производители совершенствуют рецептуры, вводят специальные добавки в состав, повышая качество товара.

Обычная битумная мастика — это классический вариант гидроизоляции, который то ли вовсе не содержит, то ли имеет в составе минимальное количество специальных добавок, которые улучшают качество материала. Однако, он является самым бюджетным, поэтому до сих пор применяется, но не для решения сложных строительных задач.

Битумно-каучуковая мастика отличается непревзойденной эластичностью, готовую и застывшую пленку можно растягивать в десятки раз, однако, она все равно не порвется. Еще одно преимущество — стойкость к механическим повреждениям. Применяется материал для защиты от грунтовых вод, гидроизоляции конструкций в зданиях, склонных к усадке. Она не оставляет швов или стыков, при правильном нанесении получается прочное и монолитное водоотталкивающее покрытие.

Водно-битумные мастики являются одними из самых популярных, потому что обладают существенными преимуществами, в сравнении с аналогами. В составе такого материала присутствует вода. Они применяются даже на влажные основания, достаточно быстро высыхают. В отличие от других битумных мастик, составы на водной основе не просто создают пленочное покрытие, а проникают в поверхность, например, в бетон. Это способствует невероятно качественному сцеплению с основанием. После испарения воды остается прочная, долговечная и качественная пленка, которая не отслоится даже со временем.

Битумно-полимерные мастики — лидеры по качеству. Такой материал содержит в своем составе большое количество функциональных добавок, которые значительно улучшают технические параметры битумного сырья. Материал однородный, очень эластичный, отлично растягивается и восстанавливается без образования трещин, устойчив к перепадам температур, легко наносится. Большое количество преимуществ обеспечили широкую сферу применения такой мастики. Она используется для гидроизоляции особенно трудных конструкций, например, трубопроводов и бассейнов. С ее помощью защищают металлические элементы от коррозии.

Битумно-резиновые мастики очень эластичные, при производстве добавляется резиновая крошка. Они обладают высокой эластичностью, способны растягиваться, стойко переносят высокие температуры, не плавятся и не растрескиваются. Битумная мастика на основе растворителя готова к применению, не требует дополнительного разогрева. Главной особенностью такой битумной мастики является возможность устройства гидроизоляционного слоя при минусовых температурах. Она очень проста в нанесении, но при работе с этим материалом ощутим очень резкий и неприятный запах.

Читать еще:  Установка бетонных колец для канализации своими руками
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector