Termokings.ru

Домашний Мастер
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Правка. Способы, инструмент для правки.Холодная и горячая правка металла

Правка. Способы, инструмент для правки.Холодная и горячая правка металла.

Задача упрочнения поверхностного слоя металлического изделия является достаточно актуальной во многих случаях, ведь большая часть деталей машин и различных механизмов работает под воздействием значительных механических нагрузок. Решить такую задачу позволяет как наклеп, так и нагартовка, которые, несмотря на свою схожесть, все же имеют определенные различия.


На производстве проблема упрочнения металлических поверхностей решается с помощью специального оборудования

Когда необходима правка, назначение

Конструктор может закладывать параметры, которые не обеспечивают производители. Так, например, отклонения от прямолинейности поставляемого с завода уголка, входящего в состав металлоконструкции, могут не позволить выполнить технические требования, определяющие ее работоспособность. Возможны появления поверхностных дефектов при транспортировании в виде вогнутости, выпуклости, волнистости и других. Такие отклонения или повреждения можно скорректировать и исправить технологической операцией правка.

Правка листового металла на механическом оборудовании. Фото Подольский завод оборудования

Некоторые технологические операции (резка ножницами, вырубка зубилом, сварка и другие) выполняются с остаточным деформированием на заготовках, нарушающих их форму. Для дальнейшей обработки следует устранить возникшие дефекты. Правка здесь является обязательным участником технологического процесса.

Разновидности правки металла

Холодная правка в горячей штамповке применяется после того, как отштампованные изделия прошли термическую обработку. Инструмент для выполнения такой операции весьма прост, и по конфигурации рабочей полости полностью соответствует размерам поковки, которые приведены на ее чертеже. Операцию часто производят одновременно в двух плоскостях, что повышает качество готового изделия.

В листовой штамповке правка выполняется:

  • После вырубки-пробивки толстолистового металла, когда перерезывание волокон металла заготовки приводит к возникновению внутренних напряжений;
  • После свободной гибки (особенно без прижима), для снятия дефектов формы заготовки, которые возникли вследствие пружинения;
  • При штамповке напровал, когда искривление металлической заготовки происходит из-за интенсивного трения изделия по матрице;
  • После многопереходной вытяжки деталей с фланцами.
Читать еще:  Зачем нужна и как проводится закалка стали?

Для заготовок с большей толщиной, а также из металлов повышенной твердости приходится выполнять точечную/вафельную правку. На рабочем инструменте выполняются мелкие насечки в виде зубцов, причем их острия на пуансоне и матрице не должны совпадать. Удельные усилия при этом выше — до 250…300 МПа, зато в результате происходит выправление всех поверхностных дефектов.

Иногда плоскую правку производят перед вальцовкой. Исходный лист или полоса металла прокатывается через несколько правильных роликов (их число всегда должно быть непарным, причем количество верхних, нажимных, роликов всегда на один больше, чем нижних, опорных).

Механическая правка-рихтовка давлением может производиться в холодном состоянии или с нагревом. Правка-рихтовка с нагревом выполняется при необходимости устранения больших деформаций детали. Она осуществляется при температуре 600-800 градусов. Нагревается либо часть детали, либо вся деталь. Правка завершается термической обработкой всей детали.

При термомеханическом способе правки деталь нагревается равномерно по всему деформированному сечению с последующей правкой внешним усилием. Нагрев осуществляется газовыми горелками до температуры отжига (750-800 градусов).

Чаще всего в авторемонтном производстве правка и рихтовка применяются при кузовном ремонте. В большинстве случаев ремонт кузова носит локальный характер. Он выполняется путем механического (рихтовка) и теплового (местный нагрев) воздействия на металл. Главная задача обработки состоит в сглаживании всех неровностей, оставшихся после повреждения панели кузова.

Процесс предварительного и окончательного выравнивания вмятин на кузове автомобиля.

Процесс предварительного выравнивания вмятин — выколотка — производится выбиванием вогнутой части панели до получения ее правильной геометрической формы. А процесс окончательного выравнивания поверхности без применения дополнительных материалов — правка-рихтовка — выполняется после выколотки. Это очень трудоемкий вид обработки, требующий высочайшей квалификации мастера.

Ручная правка-рихтовка деталей автомобиля выполняется специальными рихтовочными молотками и поддержками. Они подбираются по профилю восстанавливаемых панелей. В ряде случаев при выполнении правки-рихтовки кузовной панели есть возможность значительно уменьшить объем работы, используя методы локального теплового воздействия на обработанный участок.

Читать еще:  Инструмент для накручивания проволоки своими руками

В большинстве случаев при деформации панельной детали металл в этой зоне «вытягивается». При этом деформация может быть упругой и пластичной. До определенной нагрузки металл «помнит» свою первоначальную форму. И после снятия нагрузки возвращается в исходное состояние.

Когда предел упругости превышается, деформация металла становится необратимой, металл растягивается. Общий объем металла в зоне деформации измениться не может. Следовательно, толщина листа становится меньше, а его площадь больше. Появляется лишний металл, который необходимо убрать. Вернуть растянутый участок в первоначальное положение, осаживать его, затратив при этом минимум сил, можно при правильном чередовании нагрева и охлаждения.

Последовательность операций процесса горячей осадки при ремонте вмятин на кузове автомобиля.

При этом следует учитывать главные особенности тепловой рихтовки. Во-первых, хотя с помощью тепловых напряжений можно устранить любую деформацию, использование тепловой правки в кузовном ремонте сильно ограничивается малой толщиной панельной детали. Тонкий стальной лист быстро прогревается по всей площади и возникающей при этом силы сжатия оказывается недостаточно.

Во-вторых, локальный нагрев стальной панельной детали необходимо ограничить температурой 600-650 градусов. Так как при более высокой температуре начинается обычная пластическая деформация без возникновения каких-либо напряжений в металле.

Комбинация механической рихтовки и тепловой обжимки необходима в тех случаях, когда деформированная поверхность сильно растянута. То есть имеется большой избыток металла. При таком варианте рекомендуется обычной рихтовкой «согнать» избыток металла в один или несколько куполообразных выступов. Каждый из которых затем правится отдельно путем нагрева и, при необходимости, последующего резкого охлаждения. Таким способом (горячей осадкой) удается устранить достаточно большие деформации панельных элементов кузова.

По материалам книги «Технологические процессы ремонта автомобилей».
Виноградов В. М.

Гибка металла

Гибка – это еще один важный этап подготовительных работ. Суть процесса в том, что подготовленные металлические сырцы пропускают через листогибочные агрегаты. Если гибка производится после того, как кромки были обработаны, можно прибегнуть к холодной гибке. При этом способе деталь сгибается под воздействием специального пресса. Однако у холодной гибки есть некоторые ограничения:

  • строго определенный угол сгиба, превышение которого приведет к деформации и появлению трещин;
  • толщина сгибаемого листа.
Читать еще:  Технические характеристики стали 30ХГСА, особенности и применение

Для того, чтобы согнуть лист большой толщины прибегают к горячему методу гибки, так как при нагреве материал становится более мягким и податливым, а для его сгибания нужно меньше усилий.

ВАЖНО! «Если изделие предполагает наличие крупных отверстий, то их лучше делать уже после процедуры гибки»

Ремонт и правка литых дисков (цена на правку дисков актуальны на 2019 год)

Размер колесного диска:R13-14R15R16R17R18-20R22-24
Прокатка дисков от:150 руб.200 руб.250 руб.
Правка литых дисков от*:400 руб.500 руб.600 руб.700 руб.1200 руб.2000 руб.

*Цена может меняться в зависимости от сложности работ.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×