Особенности конструкции и сферы применения стального троса
Особенности конструкции и сферы применения стального троса
Компания «Креплайн» занимается поставкой канатов с 2002 года. Мы продаем тросы оцинкованные стальные и с ПВХ-оболочкой для повышенной антикоррозийной защиты.
Различия в диаметрах и устройстве плетения обуславливают различия в нагрузках и сферах применения. Проявляйте внимательность при выборе и учитывайте технические характеристики из таблицы ниже.
Прайс-лист: тросы |
![]() |
Назначение изделия
Чаще всего изделие применяется при буксировочных, такелажных и грузоподъемных работах. Прочный и гибкий, трос непременно является частью оснащения экскаваторов, подъемных кранов, буровых установок. Еще он используется в механизмах подъема и опускания грузовых и пассажирских лифтов и для армирования бетона. Наиболее широко тросы применяются при грузоподъемных работах: гибкость и высокая прочность изделий позволяет делать из них грузозахватные приспособления, выдерживающие серьезные механические нагрузки.
С учетом сложности работ, подразумевающих использование стальных тросов, к выбору изделий следует подходить со всей ответственностью. Современный рынок представляет много видов канатов и тросов из стали, поэтому несведущий человек может растеряться из-за всего этого разнообразия. Поэтому в случае затруднений лучше обратиться за консультацией к профессионалу, который поможет подобрать изделие для конкретных задач.
Строгие требования соответствия эксплуатационным характеристикам предъявляются и к металлическим тросам, и к дополнительным элементам, с которыми они используются. Перед эксплуатацией такие изделия подвергаются различным испытаниям и проверкам и в случае успешного прохождения получают сертификаты и разрешения, позволяющие использование по прямому назначению.
Основные параметры
Основные параметры, по которым выбираются тросы, следующие:
- Прочность;
- Гибкость;
- Грузоподъемность;
- Предельные значения натяжения.
Для повышения устойчивости к агрессивным средам, где будут эксплуатироваться тросы, в отдельных случаях их подвергают дополнительной обработке. Что касается отдельных сфер использования изделия, одним из самых значимых параметров может быть его вес.
Трос. Виды и устройство. Применение и материал. Особенности
Трос – витой или крученый канат из стальной проволоки, синтетических или смешанных прядей. В отличие от веревки обладает более высокой механической устойчивостью и прочностными характеристиками. Широко используется для поднятия тяжелых грузов или как передающая тяговое усилие часть механизмов.
Устройство троса
Для тросов характерно сложное плотное плетение. Он состоит из множества стальных проволок или синтетических волокон. Для повышения гибкости и увеличения толщины они могут переплетаться с тканевыми волокнами. Проволоки сплетаются или перекручиваются в пряди. Затем определенное число прядей в свою очередь переплетаются в трос, также часто называемый стальным канатом. Пряди могут укладываться вокруг внутреннего сердечника. Тот позволяет улучшить рабочие качества изделия, упростив его производство и увеличив прочность. Сердечник может изготавливаться из более толстой стальной проволоки, чем сплетаются пряди, или представлять собой веревку из синтетических, органических неподверженных гниению материалов.
Присутствующие в прядях волокна других материалов снижают трение между проволоками, что положительно влияет на срок службы троса. Без них канат постоянно поддается внутреннему трению за счет неравномерности растяжения во время нагрузки или скручивании.
Также поверхность троса может иметь защитную оболочку из синтетических материалов. Как правило, это ПВХ изоляция или подобные вещества. Оболочка препятствует коррозии проволоки, а также она препятствует травмированию о нее, при ухвате за поверхность троса незащищенной перчаткой рукой.
Сфера применения
Область использования тросов крайне обширна. Это обусловлено огромным разнообразием изделий по критериям прочности, диаметра, длины и стойкости к излому.
Трос применяют для выполнения многих работ:
- Такелажных.
- Буксировочных.
- Грузоподъемных.
Гибкость и прочность тросов позволяют им выдерживать многократное скручивание, наматывание на барабаны, сворачивания в бухты. Тонкая проволока тросов делается из стали с высоким числом перегибов до момента слома. Благодаря этому тросами увязывают многотонные грузы при транспортировке. Их применяют в качестве растяжек для вышек, труб котельных. Тросы используются для поднятия грузов кранами. Именно они удерживают лифты.
Тросами буксируют технику. Они используются в велосипедах, мотоциклах и прочей техники для передачи усилия от рычага к сцеплению, тормозам и другим механизмам. Тросы удерживают подвесные мосты, они применяются в сотнях направлений бытовой жизни и промышленности.
Конструкции тросов
Способ свивки троса влияет на его рабочие качества, в частности гибкость. В связи с этим при выборе каната конструкция является важным параметром.
По способу свивки тросы бывают:
- Одинарные.
- Двойные.
- Тройные.
Одинарная свивка имеет сердечник, вокруг которого накручивается одна прядь. Она может оборачиваться до четырех слоев по спирали. Такой способ свивки делает готовый канат весьма подверженным самовольному разматыванию, если его концы не имеют фиксации. Они постепенно обтрепываются и распускаются на множество торчащих острых проволок.
Двойная на порядок сложнее. Она состоит из сердечника, вокруг которого наматываются в несколько слоев по спирали две и более пряди. Такое плетение делает готовое изделие менее подверженным распусканию на отдельные проволоки по краям. Пряди окружают сердечник и дополнительно переплетаются между собой.
Тройное плетение состоит из нескольких тросов двойной свивки. То есть, пряди переплетаются между собой вокруг сердечника формируя еще более толстые пряди. Те в свою очередь аналогичным образом вьются по спирали над главным сердечником. Это толстые очень прочные тросы для работы с многотонными нагрузками.
Кроме конструкции свивки важным параметром является и ее способ. От него зависит, как поведет себя трос без нагрузки. По данному критерию они разделяются на 2 вида:
- Раскручивающиеся.
- Нераскручивающиеся.
Первые состоят из проволоки, которая после плетения имеет внутренне напряжение. Как следствие без нагрузки такие пряди норовят принять свое нормальное положение. Это сопровождается их раскручиванием после снятия перевязок с концов троса. Канат имеет эффект памяти, поэтому если его ровно уложить, а потом отпустить, то он постарается свернуться кольцами.
Вторые не сохраняют внутреннее напряжение в проволоке. Это достигается путем рихтовки и предварительной деформации. Как следствие после готовности троса освобождение его концов не сопровождается распусканием прядей на множество тонких проволок. Такие изделия являются более гибкими, чем предыдущие. Они устойчивы к усталости металла, то есть дольше сохраняют рабочие качества. При размотке такого троса он с большей вероятностью не свернется кольцами, а будет лежать прямо, как был растянут.
Зависимость рабочих качеств троса от материала его сердечника
Производство тросов с широким разнообразием материалов сердечников вызвано необходимостью придания готовому изделию конкретных рабочих характеристик.
Различают образцы с тремя группами материалов сердечников:
- Органическими волокнами.
- Синтетическими волокнами.
- Стальной проволокой.
Трос с органическим сердечником имеет в центре между прядями, а иногда еще и в самих прядях веревку из пеньки, хлопчатобумажной пряжи и т.д. Поскольку данные материалы подвержены гниению, то для предотвращения этого они имеют специальную влагоотталкивающую пропитку. Наличие сердечника из органических волокон обеспечивает отличную гибкость готового изделия. Кроме этого такой сердечник существенно увеличивает толщину троса, делая его более ухватистым и удобным в работе.
Синтетические сердечники делаются из волокон полиэтилена, капрона, нейлона. Это практически их приравнивает к изделиям с органической веревкой. Однако данные материалы зачастую в большей мере склонны к перетиранию. Общее свойство для тросов обеих разновидностей выступает уменьшение толщины при натяжении. Под нагрузкой сердечник ужимается проволокой прядей. Как только растяжение спадает, упругая проволока принимает нормальное положение, и диаметр изделия восстанавливается. Все это сопровождается фактическим удлинением троса при нагрузке. Этот показатель проявляется меньше чем у веревок, но все же присутствует.
Наличие сердечника из металла делает изделие более жестким. Оно меньше растягивается под нагрузкой, его диаметр при воздействии не уменьшается. Все эти качества крайне важны для тросов, которые при нагрузке наматываются на катушку. Это позволяет их применять в конструкциях лифтов, погрузочной спецтехники.
Что крепче стальной трос или цепь, и что лучше
Конкурирующим тросу изделием является такелажная цепь с короткими звеньями из мягкого металла. Они оба во многих случаях могут использоваться для выполнения одинаковых видов работ. В связи с этим возникает вопрос – что прочнее цепь или трос.
Чтобы на него ответить, нужно сначала определиться с параметрами прочности троса. Определяющим для него показателем выступает разрывная крепость. Она определяется как максимальная нагрузка, которую может выдержать изделие, после чего разрывается. Кроме нее при оценке троса также применяется понятие рабочая крепость. Оно указывает на оптимальную нагрузку, при которой использование троса будет продолжаться максимально долго и безопасно. Это крайне важно, к примеру, если он применяется для подъема лифта. Принято считать, что рабочая крепость составляет 1/6 от разрывной.
Такелажная цепь примерно превосходит по прочности стальные тросы такой же толщины в 3 раза. Ее рабочая крепость составляет 1/4 от разрывной. Таким образом, она более прочная при поднятии грузов.
Однако для тороса характерно наличие ряда преимуществ, по которым он превосходит цепь:
- Он сматывается в более компактную бухту.
- При свертывании не звенит.
- Менее опасный в случае разрыва.
При разрыве цепи ее оборванное звено вылетает в направлении растяжения с большим ускорением. В случае же с тросом подобное не возникает. Он компактно сворачивается, его переноска не сопровождается звоном. Однако в отличие от цепи он может перетираться, передавливаться тяжелыми грузами. Подобные недостатки делают его использование небезопасным в некоторых направлениях. К примеру, он не подходит для привязывания якоря больших судов, обвязки бетонных изделий при подъеме краном, где те могут перебить проволоку, упав на канат. В почти всех остальных сферах удобней пользоваться именно тросом.
Особенности работы с тросами
Жесткость тросов не позволяет их связывать между собой, делать на краю узелковую петлю как на обычной веревке. Это создает некоторые трудности. Чтобы срастить трос или сделать на нем петлю, требуется наличие умения и опыта. Сращивание выполняется вплетением концов разных тросов друг в друга. При растягивании пряди вжимаясь усиливают сцепку, что полностью исключает возможность разрыва в этом месте. Также плетение используется для формирования на конце троса петли.
В своем большинстве плетение троса является недоступным умением для большинства. В связи с этим было разработано ряд такелажных элементов, позволяющих выполнять сращивание и формирование петли более простым способом.
Широко применяются коуши. Это оправки армирующие проушину петли, они препятствуют заломлению и перетиранию огона.
Для сращивания или соединения петли троса используются зажимы. Они могут быть резьбовыми или расклепываться. Резьбовые бывают в виде скобы, цилиндра, одинарными, двойными.
Область применения
Используют в самых разных областях. Основное направление — производство. Трос оцинкованный металлический применяется на лебедках и кранах, при изготовлении подвесных дорог и на буровых агрегатах, экскаваторах и на подъемниках. Они нужны для оттяжки мачт на судах, в рыболовецких конструкциях и на троллейбусах.
Страховочный трос обеспечит безопасность при выполнении высотных работ в промышленности, он же станет страховкой от падения в альпинизме.
Синтетические изделия активно применяют при монтаже городских конструкций, например, светофоров, рекламы или предупреждающих знаков. Растительные изделия применяют при изготовлении швартовых и буксиров, стропов и найтов, для других целей.
Правильно изготовленные тросы позволяют решить множество самых разных задач, что повлияло на их распространение.
Стальные канаты — конструктивные особенности
Канат стальной как и другой металлопрокат является довольно сложной продукцией в производстве, характеризующаяся многообразием в конструктивном плане и подразделяется на несколько видов. По сути, стальные канаты представляют собой металлические изделия, свитые из того или иного числа проволочных нитей в один жгут. Данная продукция исполняет роль несущего элемента в грузовых системах и подъемных механизмах. Используют данное решение как в строительной технике, так и в машинах землеройного типа. Также широко используются во флоте.
Виды канатов
Основное различие между разновидностями канатов из стали заключается варианте свивки. Используется свыше 45 различных вариантов исполнения канатов, изготавливаемых по ГОСТу. Каждый из вариантов канатов из стали обладает своими особенностями, от которых отталкиваются при отборе канатов для предполагаемых задач. Канаты из стали различаются по назначению, конструкциям и габаритам.
Материал может свиваться из проволоки как с одним, так и с несколькими сечениями. Внешний слой характеризуется нитью с большим сечением. Благодаря такой структуре канат более гибкий и устойчив к износам.
В конструктивном плане выделяют:
- спиральные — состоят из одного, пары или трех проволочных слоев концентрического типа, свитых спиральным образом;
- с двойной свивкой, которые включают в себя шесть прядей, выполненных в одном концентрическом слое;
- с тройной свивкой, которые выполняются в виде свитых двойных канатов.
Канат с односторонней свивкой характеризуется хорошей гибкостью, но он легко и интенсивно изнашиваются. В случае кранов применяют канаты с крестовой свивкой, поскольку их раскручивание не столь интенсивно. Они выполняются из проволоки стального типа с 0,2—2 миллиметра в диаметре с временным сопротивлением разрывам вплоть до 200 МПа.
В плане типа проволочного касания подразделяют:
- линейные;
- точечные;
- комбинированные;
Область применения
На данный момент такие разновидности тросов применяют в следующих отраслях и задачах:
- один из элементах в подъёмных кранах различных модификаций;
- те или иные буксировочные рабочие процессы;
- в строительстве магистралей;
- отрасль горнодобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности;
- несущий элемент лифтов.
Канаты рассматриваемого типа важны в тех процессах, в которых необходимо использовать тяговое, подъёмное, промышленное, строительное и складское оборудование, где наряду с канатами применяется самый различный металлопрокат.
Изготовление
Проволоку, как правило, получают путем волочения катанки из углеродистой или нержавеющей стали, либо из стали с низким содержанием углерода. На прочностные и конструктивные характеристики влияет толщина и количество проволок канате, марка стали и число сердечников, направленность, численность и плотность нитей. Тип, конструкция и свойства составных элементов рассматриваемых решений, если исходить из его предназначения и четких правил эксплуатации, определяют не только эксплуатационный срок таких изделий, но и стабильность работы грузоподъемной техники и механизмов.
В изготовлении стального троса может применяться прядь, изготовленная как по линейному принципу, так и по точечному. Особенность последних из них заключена в том, что для каждого слоя применяется различный шаг намотки проволочного материала, а также данные слои могут перекрещиваться между собой. Стоит также отметить, что не такие варианты не применяются в тех случаях, когда присутствует вероятность испытания значительных динамических нагрузок.
Причиной этому является малый показатель плотности располагаемых внутри структур таких решений. Их элементы под влиянием динамической нагрузки подвергаются существенному трению, что может стать причиной интенсивного выхода из строя троса в целом. Можно отметить решения комбинированного типа, в изготовлении которых применяют ЛК и ТК типы прядей. Такие комбинированные решения называются ТЛК. Любой из вышеуказанных типов необходимо выбирать, отталкиваясь от их назначения, тщательным образом оценивая обстановку, при которой будет осуществляться эксплуатация.
Общая оценка статьи:
Опубликовано: 2017.07.24
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Особенности эксплуатация тросов
При эксплуатации тросовых конструкций важным элементом является разделка концов троса. Правильность её проведения позволяет существенно улучшить долговечность и эксплуатационные качества изделия. Для этого обычно используют специальные приспособления и заводские обжимные наконечники. В домашних же условиях эту процедуру можно выполнить при помощи нескольких простых способов, среди которых: пайка концов и зажим петли или петлевого устройства гильзой.
Как показывает практика, пайка практически не способна выдерживать существенные нагрузки, тем самым сводя все старания на нет, хотя, несомненно, выглядит она красиво. И остаётся только догадываться, кому эта идея могла прийти в голову. Оптимальным является использование для этих целей стальной или медной гильзы. На самом деле, это может быть часть трубы соответствующего диаметра. Прежде чем запрессовать в неё конец троса, его необходимо зачистить от изоляции (если есть ПХВ оболочка), для этого зачастую используется обычный молоток. Также желательно нанести краску на место обжима, придав месту соединения дополнительную сцепку. После чего можно сплющивать гильзу. Этот способ обладает отличной надёжностью и прослужит долго.
Трос стальной – разновидности изделия и маркировка
Каждый тип конструкции стального троса имеет свои специфические черты, которые нужно учесть при выборе изделия для той или иной цели. Не стоит забывать и про общие параметры, которые следует знать, отправляясь к поставщику – это длина, диаметр, предельная нагрузка, которую должно будет выдержать изделие. Теперь несколько слов об особенностях конструкции. Выделяют тросы одинарной свивки, где по спирали накручена на сердечник круглая проволока. Как правило, это прядь для изготовления более сложных конструкций – канатов. Трос двойной свивки получают уже не из отдельных проволок, а из упомянутых выше прядей, которые накладывают на сердечник по определенным правилам. Тут можно делать однослойные и многослойные тросы. Они способны выдерживать солидный вес и при определенном способе обвивки не могут закручиваться во время работы, это свойство иногда очень упрощает эксплуатацию. Существует еще и тройная свивка, такой трос скручен из стренгов, так называют изделия двойной свивки, специально предназначенные для последующего использования в изготовлении более сложных и крепких тросов.
Теперь разберем виды тросов по способу свивки прядей, из которых он сделан. Пряди вьют из нескольких слоев проволоки, в каждом из них она может располагаться несколькими способами. ЛК – линейное касание, в таком сплетении у всех слоев шаг свивки одинаковый, рисунок свивки как бы повторяется. Конструкция пряди будет зависеть от диаметра проволоки в каждом слое. Если во всех слоях диаметр ее одинаковый, то такой тип троса будет обозначаться ЛК-О. Если же прядь на внешнем слое имеет проволоки разных диаметров, то тут тип троса будет ЛК-Р. Когда же два типа прядей смешались в одной конструкции, то тип будет иметь маркировку ЛК-РО. Если правильно подойти к выбору конструкции, можно существенно выиграть в выносливости каната, тогда сферы применения значительно расширяются, например, это будет надежная натягивающая основа для ЛЭП. В этом случае нагрузка на стальной трос для кабеля хоть и небольшая, но условия, в которых придется работать, могут быть весьма экстремальными, одни ураганы чего стоят, множество населенных пунктов частенько остаются без света при таких катаклизмах.
Кроме ЛК существует тип ТК, который обозначает точечное касание проволоки. В этом случае шаг в каждом слое пряди свой, а между слоями наблюдается перекрещивание проволоки. Если использовать такой трос не при статических нагрузках, то такое неплотное расположение составляющих каната приведет к их постоянному перемещению, что будет сопровождаться взаимным трением и непременно закончится очень скорым износом. Так что следует внимательно отнестись к выбору этого изделия. Комбинированный вариант – ТЛК, сочетает в себе свойства обоих видов, приведенных выше. Иногда это дает неплохие эксплуатационные свойства, опять же, если правильно подобрать условия использования.
Особенности конструкции
Сердечники стальных тросов производятся из прочной проволоки. В некоторых случаях допустимо использование органических материалов, например, полиэтилена, асбеста, пряжи, капрона и других. Главное достоинства канатов с таким основанием – гибкость. Кроме того, они способны долго удерживать смазку, которая многократно увеличивает срок эксплуатации тросов и защищает металлическую проволоку от появления ржавчины. Канаты со стальными сердечниками используются в тех случаях, если предусмотрена многослойная навивка на барабан. Такие изделия долго держат форму и не теряют эксплуатационных характеристик при воздействии высоких и низких температур.
Дополнительно стальные тросы оцинковываются. Покрытие защищает их от негативных факторов, благодаря чему канаты можно активно использовать на открытых площадках.
Тросы для оснащения пассажирских лифтов тщательно проверяются. 100% проволок проходят испытания.
Область применения
Одним из наиболее примечательных видов стальных тросов, выпускаемых современной промышленностью, является изделие, выполненное из оцинкованной проволоки. Для дополнительной защиты от коррозии такой стальной трос помещен в оболочку из ПВХ. Благодаря этим особенностям своего устройства трос может успешно эксплуатироваться даже в самых неблагоприятных условиях. Так, изделия подобной конструкции используются для обвяза грузов, опускаемых в жидкие среды, с их помощью выполняют монтаж антенн и мачт, линий электропередачи и связи.
Освоили современные производители и выпуск металополимерных тросов, проволока в которых может быть дополнительно оцинкована, что придает изделию еще большую коррозионную устойчивость. Существует и более простой способ защитить трос от возникновения и развития коррозионных процессов, который также используют современные производители. Для этого гибкий стальной трос покрывают слоем специальных смазок либо в его структуру вводят дополнительный слой, сформированный из оцинкованной проволоки.
На современном рынке также можно приобрести тросы, поверхность которых защищена материалом, способным успешно противостоять горению, воздействию высоких температур и температурных перепадов.