Termokings.ru

Домашний Мастер
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Полуторный меч; виды и описание

Полуторный меч — виды и описание

Меч — орудие убийства с налетом романтики. В руках бесстрашных воинов безмолвный свидетель страшных сражений и смены эпох. Меч олицетворял смелость, бесстрашие, силу и благородство. Его клинка боялись враги. Мечом храбрые воины посвящались в рыцари и короновались венценосные особы.

Полуторные мечи или мечи с рукояткой в полторы руки существовали с эпохи Возрождения (13 век) и до позднего средневековья (16 век). В 17-м веке мечи сменяются рапирами. Но мечи не забыты и блеск клинка до сих пор будоражит умы писателей и кинематографистов.

Рыцарь экспертного стола

Максим Степанов рассказывает, историческая реконструкция – это не только костюмированные сражения, но и воспроизведение материальной культуры и быта выбранного исторического периода. Это и изготовление средств защиты, и вооружения, отработка навыков и тактики боя, проникновение в воинскую культуру высокого Средневековья и позднего Ренессанса. Причиной такого увлечения эксперта-криминалиста стали прочитанные в детстве книги и просмотренные исторические фильмы.

«Будучи студентом Саратовской государственной академии права, я попал в клуб, занимающийся средневековьем, — вспоминает Максим. — Как и любого молодого человека, меня, в первую очередь, интересовали навыки обращения с оружием, но оказалось, что помимо размахивания мечом необходимо знать, как изготавливались доспехи и средства поражения противника, где жили средневековые солдаты, что ели, чем занимались в быту. В общем, «снежный ком», чем больше узнаешь, тем больше еще узнать предстоит. Постепенно это занятие так меня захватило, что я устроился параллельно с учебой на работу в кузницу художественной ковки, где и приобрел первичные навыки обращения с металлом. По возвращению из Саратова на родную смоленскую землю я стал руководителем исторического клуба, а на данный момент — уже объединения клубов из разных регионов».

Почему именно ренессанс? Максим говорит, что ответ частично кроется в самом названии эпохи. Ведь это — период возрождения и подъема не только воинского искусства и связанных с ним сфер деятельности человека, но и уровня быта, технологий производства. Именно в это время были созданы наиболее совершенные образцы доспехов и вооружения. Поэтому лично для Максима это — постоянный источник творческого роста, возможность повышения планки мастерства реконструктора.

Читать еще:  Экстрактор для выкручивания и извлечения сломанных болтов

«Реконструкция – это воспроизведение, по возможности, средневекового быта в целом, — продолжает Максим. — Наш клуб занимается и походами в амуниции, организацией светских мероприятий для реконструкторов. В общем, было бы желание, сфера деятельности найдется, хотя основным для нас все-таки является участие в реконструкциях средневековых сражений и полноконтактных турниров по историческим правилам.

Термообработка

К закалке приступают не сразу. Сначала нужно избавиться от внутренних напряжений в материале, которые могли появиться во время ковки. Для этого клинок отжигают — нагревают до 950−970°С, а затем оставляют медленно остывать прямо в горне — этот процесс занимает 5−8 часов. Затем заготовку окончательно рихтуют, причем минимально, чтобы избежать переуплотнения материала в различных частях клинка.

Закалка — самая известная часть процесса термообработки. При закалке происходит быстрое охлаждение заготовки, углеродистая сталь становится прочной, твердой и упругой (снижается ее пластичность и вязкость).

Василий накладывает древесный уголь и разжигает горн, поясняя: «Древесный уголь горит более равномерно. К тому же он легче кокса, и поэтому вероятность повредить горячий пластичный клинок при разогреве меньше». Он нагревает клинок, стараясь добиться равномерного прогрева примерно до 890−900°С, затем вынимает заготовку из горна и опускает в ванну с солевым раствором на 7−8 секунд. Затем клинок нужно отпустить — снять внутренние напряжения, накопившиеся в металле во время закалки, сделать его менее хрупким и увеличить ударную вязкость: нагреть до невысокой (180−200°С) температуры и охладить до комнатной в воде (или воздухе — методики варьируются). Эту операцию производят обычно несколько раз (в нашем случае три) с перерывами в 15−20 минут. После этого клинок оставляют в покое на несколько дней, чтобы оставшиеся внутренние напряжения проявились и «устаканились». «Клинок желательно подвесить, а не просто положить на наковальню, — замечает Василий. — Иначе неравномерности в теплообмене могут нарушить геометрию, то есть клинок банально ‘поведет». Но даже в подвешенном состоянии по прошествии нескольких дней клинок, как правило, нуждается в небольшой щадящей холодной рихтовке.

Читать еще:  Дюбель-гвозди по бетону металлу кирпичу тип CN

После термообработки — очередной контроль качества. Василий тщательно осматривает клинок на предмет «непроваров», трещин, проверяет его на изгиб и кручение, бьет клинком по доске плашмя и вновь осматривает. Затем он зажимает клинок двумя пальцами и бьет по нему металлической палочкой, внимательно прислушивается к звону и скептически качает головой: «Когда звук звонкий, колокольный, по мечу идет долгая вибрация — это говорит о прокованности меча, отсутствии внутренних микротрещин и достаточно высокой степени закалки. Если звук хриплый, тусклый и недолгий — значит, есть какие-то дефекты. Здесь что-то не так: звук мне не нравится». Но объективных признаков вроде бы нет, так что переходим к следующему этапу.

Дамаск и булат: история изготовления клинка

Наверняка вы слышали о дамасской стали, о булатных мечах. Об этом оружии веками слагали легенды, а технологию ковки клинка держали в тайне. Но вопрос в другом. Как вообще первым металлургам без современных знаний пришла мысль соединить воедино слои мягкой и твердой стали для изготовления этих клинков? Что получили? Такой себе «бутерброд» – многослойную заготовку. Металл для ножей проковывали, складывали, вновь проковывали, повторяли эти действия до тех пор, пока количество слоев металла не достигало одной тысячи, а то и выше. В итоге оружие становилось твердым и упругим одновременно. Далее металл для клинков полировали, и на нем проступали характерные для дамасской стали разводы – результат многослойности. Красиво? Очень.

Булат получали иначе – за основу брали высокоуглеродистую сталь. Это был практически чугун, который сохранял способность к ковке. При плавке в него добавляли частицы низкоуглеродистого металла, которые, охлаждаясь, придавали оружию отличные режущие свойства.

Основные элементы меча:

  • эфес;
  • клинок;
  • навершие;
  • рукоятка;
  • перекрестье или гарда;
  • лезвие;
  • острие.

В оружейном деле различают множество форм клинка, используемых при изготовлении мечей. Обычно форма напрямую зависит от предназначения оружия. Так, прямой ромбовидный узкий клинок идеально подходит для нанесения уколов. Предназначение изогнутого –мощные рубящие удары как то меч катана и морской палаш.

Читать еще:  Какие бывают гвозди и где их используют

5. Европейские мечи — оружие неотёсанных варваров, незнакомых с боевыми искусствами

Удивительное дело, но ходит по « интернетам» и такой миф. А заодно и его вариация: « любой каратист/дзюдоист/тхэквондист/победил бы европейского рыцаря голыми руками ( и ногами)».

Что ж, скажем « спасибо» популяризаторам точки зрения: « боевые искусства» — термин, распространяющийся сугубо на восточные единоборства типа того же каратэ.

Почему же так вышло, что в Европе основным видом боевых искусств стало фехтование, а в Азии — всяческое рукомашество и дрыгоножество?

Вопрос тонкий, а ответ — исторически-юридический: в Европе холодное оружие было распространено куда шире, чем в азиатских странах. Помните усреднённый японский уклад? Если ты не самурай, оружие тебе не положено. Тогда как в этих наших Франциях и Германиях нож, меч, копьё и чёрт-те что ещё было практически у каждого.

Ну, в Японии так, конечно, не сразу стало, а после « охоты за мечами» на излёте XVI века — когда оружие массово изымали у тех, кому не положено.

Очевидно, что более всего развиваться будет то, что распространено, — в случае краёв ‘ title=>замков, лат и требушетов этим стало фехтование. Сколько трактатов и руководств по фехтованию и иному использованию мечей было написано и прочитано за тысячелетнюю историю Средневековья! А сколько способов, школ и техник владения мечом было создано!

Взгляните на средневековые труды Glasgow Fecht- und Ringbuch, Liber De Arte Gladiatoria Dimicandi, Opus amplissimum de arte athletica и тому подобные. Во-первых, бо́льшая их часть — настоящие произведения искусства; во-вторых, обратите внимание на количество техник боя, приёмов, стоек и прочих элементов. А писались эти книги во время массового распространения холодного оружия вообще и мечей в частности — и для людей, которым это оружие придётся применять на практике.

И безусловно, всяческая борьба без оружия в Европе тоже существовала, идиотизмом было бы утверждать обратное. Но распространение она получила существенно меньшее, чем фехтование.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×